
Почему меня разочаровал Калининград: некрасивая архитектура и толкучка в транспорте
А вот область — другое дело.
Привет, меня зовут Таня, последний год я путешествую по России и ищу город, про который смогу сказать: «Ну мой». В июне я переехала в Калининград: меня зацепили восторженные отзывы знакомых и красивые фотографии в соцсетях. Кто бы мог подумать, что город окажется вообще не таким, каким я его себе представляла. В статье расскажу, что испортило моё впечатление.
Первая причина: визуальный шум
В Калининград я приехала вместе с подругой, и первая реакция на город у нас была такой: «Да это же Смоленск!» Одно время мы жили там и сразу заметили сходство: оба города очень пёстрые, повсюду висят кричащие вывески и нет единого стиля. Я ждала того самого «уютного европейского вайба», про который в соцсетях не написал только ленивый, и думала, что попала куда-то не туда.
Например, в самом центре стоит старая и отталкивающая гостиница «Калининград». А Московский проспект, один из главных в городе, уставлен торговыми комплексами, автосалонами и строительными магазинами со странным дизайном.




Оказалось, что мои знакомые и почти все блогеры хвалили не сам Калининград, а всю Калининградскую область. Не понимаю, зачем под одним названием подразумевать много непохожих друг на друга локаций и путать этим туристов.
Обещанную атмосферу я в итоге нашла в Зеленоградске — городке в получасе езды на «Ласточке» от Калининграда. Как только вышла из электрички, почувствовала запах моря. Домики здесь в основном очень низкие и разные по стилю: кто-то живёт в особняке, а кто-то в милом здании с вайбом «в гостях у бабушки в деревне».



Помимо главного Курортного проспекта (многовато людей, но вокруг очень красиво), мне нравится гулять по отдалённым от центра улицам Потёмкина, Осипенко, Герцена. А ещё — смотреть на Балтийское море у кафе «Лев Бородинский»: оттуда открывается мой самый любимый вид.
Вторая причина: полуразрушенные здания
Многие исторические постройки в Калининграде пострадали во время Второй мировой войны: состояние зданий можно понять, но проблема в том, что их реконструкцией никто не занимается и об этом умалчивают в путеводителях. А ещё в городе много замороженных строек и убитых домов: например, я постоянно встречаю такие, когда иду по Московскому проспекту в сторону острова Канта. В итоге красивые районы в Калининграде можно пересчитать по пальцам.


Для изучения города я бы выделила максимум день: прогуляться по тому же острову Канта, заглянуть там в Кафедральный собор, посмотреть на здания Рыбной деревни, стилизованные под рыбацкие домики бывшего Кёнигсберга (так до 1946 года назывался Калининград). А ещё заехать в Марауненхоф и Амалиенау, одни из немногих исторических районов, где сохранились немецкие виллы, лютеранские постройки и черепичные крыши.



Другое дело — область. Например, мне очень нравится Светлогорск — единственный в России населённый пункт, который входит в международное движение «Медленный город». Его главные принципы: поддерживать местные традиции, заботиться об окружающей среде, заниматься реконструкцией заброшенных районов и сохранять уникальность города. Думаю, Светлогорск заслуженно включили в этот список. Каждое здание тут — произведение искусства, детали которого хочется рассматривать.



Мне нравится доезжать до городка на велосипеде от Зеленоградска. Дорога проходит то около моря, то через лес, и это невероятно красиво. Советую долго не задерживаться в центре, а идти вглубь города. Вся его прелесть раскрывается именно там, а главная улица Ленина напоминает рынок, так как повсюду продают сувениры. Из-за этого в первый раз мне показалось, что Светлогорск — демоверсия Калининграда.
Третья причина: пробки и переполненный общественный транспорт
За почти полгода жизни в Калиниграде ещё ни разу я не доезжала до нужной локации вовремя и без происшествий. Общественный транспорт в сезон часто был забит до отказа, и я пропускала два-три автобуса просто потому, что не могла в них зайти. В итоге дорога вместо 15 минут занимала более получаса.
Тем, кто решит остановиться в городе на пару дней, советую добираться везде пешком.
Такси тоже не рекомендую. Спустя время я узнала, что вождение местных — локальный мем. Аварии в Калиниграде случаются буквально на ровном месте, и отчасти из-за этого город частенько стоит в пробках.
Четвёртая причина: грубые местные
Конечно, речь не про всех жителей Калининграда. Не раз я знакомилась здесь с чудесными людьми, но тем не менее постоянно замечаю странное отношение местных друг к другу. Например, однажды я ехала в автобусе, а рядом со мной болтали две девушки. Внезапно их перебила пожилая женщина: она стала спорить с ними и рассказывать, в чём они не правы.
Ещё один случай произошёл, когда я ехала на автобусе в Балтийск и попала в пробку. Одна пассажирка накричала на кондуктора и потребовала вернуть деньги за проезд, потому что её не предупредили, что дорога займёт два часа вместо часа из-за медленного движения.
Это лишь пара примеров, но буквально каждый день в Калининграде я сталкиваюсь с нарушением личных границ и грубостью. Возможно, мне просто не везёт, но ничего подобного не замечала в Москве, Питере, Сочи и даже крошечной Вязьме, где я родилась.
Пятая причина: пешеходам мешают самокатчики и мотоциклисты
В городе плохо регулируется аренда электрических самокатов: на них ездят даже дети, а подростки часто катаются по двое. Ещё периодически мотоциклисты едут прямо по тротуару рядом с пешеходами. В такие моменты я переживаю, не собьют ли меня, и чувствую себя небезопасно.


В Сочи, где я жила до переезда в Калининград, почти никто не ездил на самокатах: из-за горного ландшафта во многих местах на них не проехать. В Москве для такого транспорта достаточно пространства, поэтому там самокатчики меня не смущали. В Калининграде же из-за маленькости города они спорят с пешеходами за место на тротуаре.
Какой итог
Из-за контента в соцсетях у меня появились завышенные ожидания, которые совсем не оправдались. Да, в Калининграде есть несколько красивых районов, кофеен и ресторанов с чудесной атмосферой и вкусной недорогой едой. Но жаль, что всё это не разбросано по городу, а сосредоточено буквально в паре локаций.
Для тех, кто решит построить свои отношения с Калининградом, Авиасейлс уже нашёл варианты жилья в классных районах города и области — вам осталось выбрать идеальный в разделе Отели.
Сейчас я воспринимаю Калининград скорее как транспортный узел, откуда удобно добираться в прибрежные города и посёлки: Зеленоградск, Янтарный, Балтийск, Светлогорск, Пионерский. Их архитектура и ритм жизни нравятся мне намного больше. Советую остановиться на несколько дней в каком-нибудь глэмпинге у моря, чтобы насладиться уютной атмосферой и точно не разочароваться.



🎨 Автор иллюстрации к статье — Кира Кустова.