Путеводители
Советы
Опыт
Подборки
Инструкции
Готовые маршруты на выходные
Погнали
Ни шагу без гида: как я съездила в Северную Корею и проверила стереотипы о ней

Ни шагу без гида: как я съездила в Северную Корею и проверила стереотипы о ней

Опыт путешествия в одну из самых закрытых стран мира.

Привет, меня зовут Юля, и для путешествий я выбираю не самые очевидные направления. Например, однажды побывала на многодневной индийской свадьбе в Чандигархе. В июне этого года я провела пять дней в Северной Корее: за это время увидела множество портретов вождей и узнала, что для фото с памятниками есть свой дресс-код. А ещё выяснила, какие из стереотипов о стране ошибочны, а какие — нет. В этой статье расскажу, как прошло путешествие.

Как попасть в Северную Корею: тур, документы и перелёт

Попасть в Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) из России можно только в составе туристической группы двумя способами — на поезде или самолёте. Я выбрала второй вариант и добиралась до столицы Северной Кореи на советском самолёте Ил-62. Оказалось, что для перелётов национальная авиакомпания Air Koryo до сих пор использует авиацию СССР

В июне долететь из Москвы в Пхеньян было нельзя, поэтому все поездки стартовали из Владивостока. В конце июля приземлился первый прямой рейс из российской столицы в КНДР.

Все туры для иностранцев организует северокорейская компания Korean International Travel Company (KITC). О сотрудничестве с ней и аккредитации от МИД КНДР российские фирмы обычно пишут на своих сайтах, а проверить информацию о туроператоре можно в федеральном реестре.

Я выбрала самый бюджетный вариант, так как программа и условия у всех компаний примерно одинаковые, а цена зависит от индивидуальных наценок. Поездка от «Восток Интур» на 5 дней стоила 85 000 рублей: в стоимость входил перелёт из Владивостока в Пхеньян, проживание в отеле, трёхразовое питание, транспорт для поездок по столице и услуги гида. Дополнительно я купила билеты из Москвы до Владивостока и обратно за 30 000 рублей.

Для въезда в КНДР нужна виза, оформляют её сотрудники турфирмы: меня попросили заполнить анкету, сделать фото и привезти всё это вместе с загранпаспортом в московский офис. Удивило, что в анкете были только базовые вопросы: цель визита, срок пребывания, где работаю, сколько раз посещала КНДР, кто оплачивает поездку. Даже для электронной визы в Индию у меня запрашивали больше личной информации (например, сообщить о религиозных взглядах). 

Некоторые туристы переживают, пустят ли с визой КНДР в другие страны, поэтому перестраховываются и делают отдельный заграничный паспорт для поездки. Я так не заморачивалась и поставила визу в свой единственный документ.

Как проходила поездка: программа, связь и деньги

Для путешествия я выбрала обзорный тур по Пхеньяну. Мы посмотрели исторические локации и места, которые демонстрируют достижения страны: площадь бывших глав Северной Кореи Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, триумфальную арку, главную библиотеку и монумент государственной идеологии чучхе (суть — государство должно опираться только на внутренние ресурсы и не полагаться на внешнюю поддержку).

Нашу группу сопровождали два северокорейских гида, которые отлично говорили на русском языке. Участников в туре было много: 53 человека, и все — из России. По словам экскурсоводов, после эпидемии коронавируса в страну в туристических целях могут попасть только люди с гражданством РФ. При этом если в соцсетях перейти по геотегу Пхеньян, то можно увидеть контент спортсменов со всего мира, которые приезжали в столицу для участия в марафоне в прошлом году.

Во всех продуктовых, сувенирных магазинах и ресторанах цены были указаны в долларах, но для оплаты принимали ещё евро, юани и в двух магазинах даже рубли. Воспользоваться картой никто из моей группы не пытался, у всех с собой были наличные.

Разменять иностранную валюту на северокорейскую вону было нельзя, туристам не выдают местные деньги.

Что касается связи, то ни один российский оператор в КНДР не работает. Но в гостинице Янгакдо, куда заселяют всех туристов, можно воспользоваться платным Wi-Fi: выход в интернет на 10 минут стоит около 2 долларов (80 рублей). Все приложения работают как обычно: я общалась с друзьями в «Телеграме» и WhatsApp* видеокружочками и голосовыми сообщениями, публиковала фото из поездки в Instagram* (заблокирован в стране, но вы и сами знаете, как можно решить эту проблему).

Какие стереотипы о КНДР оказались правдой, а какие — ложью

В Северную Корею я ехала с некоторыми предубеждениями о том, как устроена жизнь местных и как проходят туры для иностранцев. Мне было интересно проверить информацию из СМИ и контента блогеров, которые побывали в КНДР.

Стереотип № 1: в КНДР есть культ вождя

В стране лидеров действительно почитают так, что это похоже на обожание. Это влияет и на туристов: гиды просят соблюдать некоторые правила. Например, посещая монумент Ким Ир Сену и Ким Чен Иру, нельзя надевать открытую одежду (топы, короткие шорты или юбки, шлёпки). Ещё важно позировать с руками вдоль тела и ни в коем случае не обрезать на фото вождей.

В залы музеев, где есть реалистичные скульптуры Ким Ир Сена, Ким Чен Ира или Ким Чен Ына, нужно входить всей группой и делать небольшой поклон.

Нас предупредили, что посещение монументов необязательно: если для кого-то это неприемлемо, никто настаивать не будет. Вообще, я обратила внимание, что корейцы были максимально деликатны с приезжими, даже если кто-то сопротивлялся правилам.

Стереотип № 2: в КНДР нет зарубежных машин

Перед поездкой была уверена, что в Северной Корее печальная ситуация с автопромом и на дорогах я увижу только немногочисленные советские машины. Это оказалось не так. В столице ездило много легковых автомобилей и автобусов местных и даже зарубежных марок, включая Mercedes-Benz, Toyota, Haval, Suzuki.

Гораздо интереснее было изучать не марки, а номера машин. В КНДР цвет знаков показывает, кому принадлежит автомобиль: с зелёными ездят государственные служащие (ещё так помечаются такси), с синими — дипломаты, с чёрными — военные. Также есть коричневые номера: они принадлежат частным лицам. Но купить автомобиль в КНДР нельзя, можно только получить в подарок от государства за особые заслуги

А вообще, в Пхеньяне первым делом (после портретов вождей и идеальной чистоты) я обратила внимание на отличную систему велодорожек, так как у местных основной транспорт двухколёсный.

Стереотип № 3: в Северной Корее мало продуктов

До поездки я находила информацию, что в магазинах КНДР скудный выбор продуктов, а все шикарные туристические магазины — это ширма. Да, в супермаркетах, куда нас водили гиды, действительно было много иностранных товаров (преимущественно китайских), но при этом я все пять дней всматривалась в магазины в разных частях города, где закупались местные.

Незаметные с проезжей части лавки, которые стояли без ярких прилавков во дворах, не пустовали. Я успела рассмотреть, что в ассортименте часто были фрукты (мандарины, яблоки, маленькие дыни), снеки, местное пиво. А ещё по всему городу раскиданы киоски с едой и небольшие открытые кафе, где сидели семьи и компании друзей.

В тур было включено трёхразовое питание: завтракали мы всегда в отеле, а обедали и ужинали в разных местах. Утром предлагали омлет, колбасу, масло, панкейки, хлеб, холодные и горячие напитки: кофе, чай и кефир.

На обед и ужин из привычного я ела утку, курицу, радужную форель, морепродукты (кальмаров, осьминогов), картофель в разном виде, выпечку.

Что касается национальной кухни, то практически каждый день нам предлагали попробовать что-то новое. Мы ели куксу (холодный суп с гречневой лапшой), жарили пулькоги (маринованные ломтики говядины) и самостоятельно варили для себя бульон с мясом, овощами и грибами.

За дополнительную плату нам предлагали попробовать суп из собаки, или «сладкий суп», как его называют местные. Блюдо готовят из одной определённой породы нуреонги (в переводе с корейского «жёлтая собака»). Заказ я оформлять не стала. По словам гидов, это скорее туристическое развлечение, чем повседневная еда в КНДР, и в последние годы разведением этой породы занимаются всё меньше.

Стереотип № 4: многое запрещено фотографировать

В первый день гид сообщила, что нельзя фотографировать военные объекты и самих военных, неуважительно позировать с портретами и статуями вождей, снимать людей, которые занимаются ручным трудом. Кроме того, нам запретили делать фото экспонатов в большинстве музеев. Других ограничений не называли: можно было фотографировать улицы, людей, метро, здания с любых ракурсов, а не только парадных.

При этом сопровождающие внимательно следили за тем, соблюдают ли туристы эти указания. Если кто-то их нарушал, то гиды либо сразу останавливали съёмку, либо потом подходили и просили удалить кадры. Так при мне турист встал под портретами Ким Ир Сена и Ким Чен Ыра и начал показывать на них вверх пальцами. Позже его попросили стереть эти фото.

А однажды наш автобус остановили из-за того, что кто-то решил сфотографировать колонну военных. Ситуация решилась быстро, но чувствовалось, что люди в группе немного заволновались.

Стереотип № 5: в стране живёт мало людей

В большинстве роликов, которые я смотрела перед поездкой, почти не было видно людей на улицах, хотя, по официальным данным, в Пхеньяне проживает около трёх миллионов человек. Даже на некоторых моих снимках кажется, что людей почти нет. Объяснение этому нашлось простое: днём, пока туристы изучают локации, местные работают. День для работников здесь в основном начинается в 8:00 и 9:00, при этом, по словам гида, большинство приходит заранее, чтобы привести в порядок территорию вокруг офисного здания.

Вечером город живёт обычной жизнью: бульвары переполнены людьми, а на дорогах даже можно застрять в небольшой пробке. Однажды мне удалось попасть в толпу: наша группа вместе с гидом прогуливалась в новом квартале, где организовали уличный кинотеатр.

Стереотип № 6: местным нельзя держать дома собак

В новостях я прочитала о том, что северокорейцам якобы запрещено заводить собак, и сразу же захотела это проверить. В медиа было много разной информации, например, что власти конфискуют животных из-за продовольственного кризиса, чтобы употреблять в пищу, или что питомцы символизируют западные ценности.

Но на улицах Пхеньяна я не раз встречала людей, прогуливающихся с собаками. Чаще всего замечала коричневых той-пуделей.

Домашние животные

Стереотип № 7: в Северной Корее нет доступа к интернету и мировым новостям

Гиды поделились с нами, что в КНДР работает шесть северокорейских каналов, два из которых транслируют мировые новости. По их словам, в последние месяцы северокорейцев особенно интересовала обстановка на Ближнем Востоке.

В общественных местах я заметила, что жители столицы либо пользовались мессенджерами, либо играли в простейшие мобильные игры. Местная соцсеть называется «Азалия»: гид показала нам интерфейс и рассказала, что в приложении можно переписываться, хранить фотографии и читать новости. Я не владею национальным языком, поэтому ничего перевести не смогла, но предполагаю, что в соцсети есть доступ не к глобальному Интернету, а к внутренней сети.

Стереотип № 8: в КНДР есть культ ракетного оружия

Помимо вождей в КНДР обожают ракеты «Хвасон», которые могут нести ядерные боеголовки. Напоминание о них можно найти повсюду — в том числе в названиях жилых комплексов и в сувенирных магазинах. Удивительнее всего было увидеть военные мотивы в детском центре творчества. В здании стоял маленький памятник ракете, а на стене висел плакат с изображением детей, бегущих с книгами, цветами и ядерной ракетой-игрушкой.

Я спросила у гида, почему в стране с почитанием относятся к ракетам «Хвасон». Ответ был примерно таким: «До появления ядерного оружия КНДР была лёгкой добычей: наши границы находились под угрозой. Разработав эти ракеты, мы стали спокойны и уверены в завтрашнем дне. И добиться этого удалось только благодаря нашим стараниям и уму».

Стереотип № 9: нельзя сделать ни шагу без гида

Свободного времени и возможности самостоятельно изучать город действительно нет. Программа была составлена так, что в 7:00 мы уже выезжали из гостиницы, а возвращались около 21:00. В основном люди разбредались по улице неподалёку от места встречи, чтобы сделать фотографии (при этом никто не терял друг друга из виду), а гиды собирали нас, когда нужно было уезжать.

Некоторые туристы спрашивали экскурсоводов, что будет, если они отделятся от всех, и в ответ слышали: «Вы можете это сделать, но местные, увидев иностранца без сопровождения, решат, что тот потерялся, и попытаются вернуть человека в группу».

Если во время прогулок мы встречали жителей КНДР, они улыбались, махали, кто-то снимал нас на мобильный телефон. Некоторые туристы говорили им выученные фразы на корейском, жали руки, просили сделать совместное фото. Гиды этому не препятствовали.

Какие впечатления остались от путешествия

В КНДР я поехала, чтобы попробовать понять, как устроен мир, в котором всё не так, как у меня. Спустя два месяца после тура до сих пор не понимаю, что чувствую и как оцениваю увиденное. Но одно знаю точно: посещение этой страны не оставило меня равнодушной.

Тем, кто задумывается о поездке в Северную Корею, советую поехать хотя бы для того, чтобы увидеть страну своими глазами и сложить о ней собственное впечатление.

В ближайшее время я не планирую повторять поездку, но было бы любопытно вернуться через 10-15 лет. Мне кажется, что в будущем, если КНДР продолжит развивать туризм, то текущие запреты для иностранцев (например, на свободное передвижение) могут смягчить и появится шанс увидеть больше.

🎨 Автор иллюстрации к статье — Тася Козлова.

* WhatsApp и Instagram принадлежат компании Meta, которая признана экстремистcкой организацией в России.

Ещё больше по теме
ПопулярноеПосмотреть всё
Сколько стоит путешествие в Китай на 10 дней: дешёвое спа и хайкинг для профи
Сколько стоит путешествие в Китай на 10 дней: дешёвое спа и хайкинг для профи

Едем в Пекин и Шанхай, отправляемся в горы и парк Universal — и всё это за время безвизового транзита.

Дешёвые билеты 2025: инструкция от Авиасейлс
Дешёвые билеты 2025: инструкция от Авиасейлс

Собрали здесь только проверенные, годные советы.

Можно ли брать пауэрбанк в самолёт
Можно ли брать пауэрбанк в самолёт

И почему важно разобраться в технических характеристиках устройства.

Больше полезного