Путеводители
Советы
Опыт
Подборки
Инструкции
Готовые маршруты на выходные
Погнали
Шесть дней в горах без связи: как я сходила в свой первый поход

Шесть дней в горах без связи: как я сходила в свой первый поход

Заплатила 100 000 рублей, чтобы поспать на земле.

Привет, меня зовут Даша, я работаю на удалёнке с 2020 года и вообще не помню, когда у меня был настоящий отпуск без интернета. Не «быстренько опубликую пост и выйду», а «последний раз заходила пять дней назад». Поэтому одним июньским днём я захотела пойти в поход — с потными тяжёлыми ботинками, огромным рюкзаком и без статуса онлайн. В этой статье расскажу, как прошло моё путешествие и почему в конце меня от него тошнило.

Как я выбрала маршрут

На следующий день после того, как я решила уйти в горы, моя коллега в соцсетях поделилась постом* её друга-гида: он набирал в июле группу новичков на «Всесоюзный маршрут № 30». Это один из самых популярных и старых треков в России: там много туристов, есть обжитые кемпинги и хорошая навигация. Ещё его неофициально называют «Через горы к морю», так как стартуете вы в Адыгее и спускаетесь к черноморскому побережью Сочи как к награде (меня оно наградило ротавирусом, но об этом позже).

На кураже я сразу написала гиду Пете, что хочу к нему в группу. Тогда меня почему-то вообще не смутило, что мой первый поход будет длиться не два, не три дня, а целых шесть. И если вдруг ходить по горам с тяжёлым рюкзаком мне не понравится, то терпеть придётся долго.

Пройти со мной «тридцатку» я предложила своей однокласснице Даше, с которой мы дружим почти двадцать лет. Оказалось, что она так устала от работы, что готова была идти хоть на Кудыкину гору воровать помидоры, и сразу согласилась составить мне компанию.

У нас обеих не было походного опыта, но гид сказал, что для этого маршрута нужно лишь подобрать правильное снаряжение, подготовиться физически и морально.

Во сколько мне обошёлся отпуск в горах

Когда гид сообщил стоимость похода, я удивилась — всего 26 000 рублей. Думала, что будет гораздо дороже. В эту цену не входили билеты до точки старта и домой, ночёвки в гостиницах перед началом маршрута и после спуска.

И, конечно, снаряжение тоже нужно было покупать отдельно. Гид прислал нам подробный список с рекомендациями для разного бюджета. Я решила сразу вложиться в хорошие трекинговые ботинки Asolo за 35 000 рублей. Рюкзак, спальник, коврик и палатку мне дал парень, мембранная куртка уже была. В «Спортмастере» пришлось докупить:

  • трекинговые палки (4 500 рублей);

  • гамаши, или чехлы на обувь (3 500 рублей);

  • походную посуду (около 3 000 рублей);

  • налобный фонарик (900 рублей);

  • пару водонепроницаемых мешков (1 000 руб);

  • сидушку (500 руб);

  • синтетический лонгслив Northland (2 500 рублей);

  • трекинговые носки (1 500 рублей).

Ещё на «Хлебозаводе» взяла синтетические брюки KRAKATAU (8 000 рублей) и дышащую кепку SHU (2 000 рублей). С помощью подсказок своего парня, который раньше работал в спортивном магазине, и Петиного гайда я собралась идеально. Единственное, с чем промахнулась, — SPF-средство Ma:nyo в стике. Его было неудобно наносить, и в первый день у меня сгорел кончик носа. 

Авиабилет из Москвы до Минеральных Вод и трансфер до Майкопа (три часа в пути) обошлись мне в 22 000 рублей. Ночёвка в хостеле перед стартом — 1 500 рублей, в сочинском отеле после финиша — 4 000 рублей. Билет на самолёт домой — 14 000 рублей.

Всего поход и подготовка к нему обошлись мне в 130 000 рублей.

Как прошёл мой первый поход

Маршрут начался на контрольно-пропускном пункте «Лаго-Наки». Мы отметились в журнале охранника заповедника, гид заплатил за вход каждого участника 300 рублей и зарегистрировал нашу группу в МЧС: нужно было сообщить, какого числа вышли на маршрут и когда должны вернуться. В конце похода Петя позвонил в это же отделение и снял нас с учёта, чтобы спасатели не подумали, что мы потерялись.

Изначально мой рюкзак весил 11 килограммов, но на старте к нему добавилось ещё пять — каждому участнику группы достался пакет с едой. Было радостно осознавать, что он будет постепенно убавляться, но в первый день я еле закинула его на спину.

Когда мы вышли на маршрут, было около +30 °C. Солнце палило, рюкзак давил, а я шла в кофте с длинным рукавом, штанах, носках и ботинках. Один раз даже с грустью подумала: «Надо потерпеть всего шесть дней». Но со временем перестала обращать внимание на льющийся пот и привыкла к тяжести за спиной.

Физически я чувствовала себя прекрасно. Да, после спусков слегка побаливали колени, и ещё пояс от рюкзака натёр до мозолей косточки на бёдрах, но это было некритично. Гид сделал комплимент моей подготовке: я 3 раза в неделю играю в большой теннис и с 14 лет хожу в зал. Терпеть постоянную нагрузку для меня — не проблема.

Некоторым в группе идти было сложнее, поэтому, чтобы меньше страдать и больше наслаждаться процессом, они заплатили 5 000 рублей местным проводникам за перевозку трёх рюкзаков из одного лагеря в другой на лошадях.

А вот без интернета и связи мне было ментально сложнее, чем другим участникам. Первые два дня я страдала от тревоги и была уверена, что, пока меня нет онлайн, мир рухнет, родные заболеют, кошка вывалится из окна и всё в этом духе. 

Чесались руки позвонить близким и спросить, всё ли у них в порядке. И вот в конце второго дня, когда мы поднялись на гору Оштен (2 804 метра), ненадолго мой телефон поймал сеть. Первым делом я набрала своему парню узнать, всё ли хорошо. Он сказал, что есть одна плохая новость. Я тогда чуть не свалилась с горы от испуга. Спросила, что случилось, а он ответил: «Ты мне забыла прислать код выдачи, и я не смог забрать твою посылку». Ну, я наорала на него, конечно! После этого звонка успокоилась и наслаждалась офлайном.

поход.jpg

Знакомые пугали, что в походе мы будем есть одну тушёнку и сгущёнку. Но в итоге меню приятно удивило: были и классные сублиматы (даже скрэмбл), и суп фо бо, и роллы из кукурузных лепёшек с тунцом, и колбаски. С собой в путь я брала перекусы: протеиновые печенья, куриные чипсы, фруктовые слайсы, изюм с орехами.

Что ещё меня удивило — так это сон. В Москве мне нужна максимально комфортная обстановка, чтобы уснуть: беруши, маска, подушка под колено. Я переживала, что в палатке и спальнике буду спать плохо, но в итоге отключалась моментально и не просыпалась до самого утра даже без любимой подушки — просто подкладывала под голову гермомешок с вещами.

Кстати, о самой палатке. В начале похода я думала, что ставить её — это высшая наука, но на деле всё оказалось интуитивно понятно. Облажались мы с соседкой только один раз, но не с установкой или выбором места, а с ветром: иногда он менял направление, и до нас долетали ароматы туалета.

Всего у нас было три стоянки для ночлега. Первая — «Инструкторская щель» — находится в низине между горами. Из удобств там есть туалет и мусорка, а ещё рядом течёт пресный холодный ручей, где можно набрать воды. Второй лагерь — легендарный «Фишт», где палатки ставили ещё советские туристы. К услугам походников: душ с ледяной водой, туалет и два костровых места. Если всегда мечтали вонять дымом и петь песни под гитару, то вам сюда. Последний кемпинг у Черкесского перевала был самым цивилизованным: стоянка на одной деревянной платформе, где помещались две небольшие палатки, стоила 1 500 рублей за сутки. Там был тёплый душ, унитаз, кафе с лепёшками и адыгейским сыром. И даже возможность зарядить телефон за 150 рублей.

Что касается гигиены: туалеты в кемпингах были в формате «кабинка и дырка в земле», а умывались мы в ручье и речках. Неудивительно, что в финале похода моя шея, спина и грудь покрылись прыщами, так как смывать пот и толстый слой SPF было трудно.

Ещё я поблагодарила себя за то, что выбрала правильные дни цикла для похода. Оказаться в горах с месячными было бы испытанием, ведь иногда мы шли по пять часов без остановки и возможности нормально помыться.

Когда мы спустились с гор и доехали до Сочи, то были счастливы: во-первых, справились, во-вторых, наконец-то примем горячий душ. Сначала у нас с моей подругой Дашей всё шло по плану: постирали вещи, выспались, поели в ресторане «Лес» свиного шашлыка, а потом купались весь день в бич-клабе, за вход в который заплатили 3 500 рублей с человека.

Вечером, когда мы приехали в аэропорт, меня внезапно прошиб холодный пот и чуть не стошнило. Через пару минут стало лучше, но после взлёта самолёта накатило снова. У меня ломило кости, явно был жар, я извела четыре пакета для рвоты. Даша тоже чувствовала себя неважно, но её прорвало, когда она добралась до дома. Симптомы у нас были идентичные, и диагноз оказался простым — ротавирус. Что винить — море или шашлык — непонятно, но я верю, что это нужно было для баланса: небольшая ложка дегтя после идеального приключения.

Впечатления от похода

Перед стартом я боялась, что сломаюсь под весом рюкзака, что компания будет так себе, что меня укусит клещ и придётся эвакуироваться на вертолёте, и в целом что походы — это не моё. Но в итоге случился мэтч!

За неделю мы прошли около 70 километров. Я чувствовала себя счастливой, когда смотрела на верхушки гор, потела везде где можно, окунала вонючие ноги в ледяной ручей, делала 500 одинаковый фоток пейзажа и слушала колокольчики пасущихся коров.

Впервые за долгое время я отключилась от всего мира и жила в моменте. Теперь хочется делать это регулярно в разных местах планеты. Думаю о хайке по Приэльбрусью или Карелии. Или стоит сразу рвануть на кольцо Аннапурны в Непале?

🎨 Автор иллюстрации к статье — Тася Козлова.

* Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистcкой организацией.

Ещё больше по теме
Больше полезного