Юг России, до которого вы могли не доехать

Не можете терпеть городскую жару, но при этом очень хотите съездить куда-то на юг? Обратите свой взгляд немного в другую сторону от уже привычных Сочи, Геленджика и Анапы — в сторону Волги и Каспийского моря.

Собираясь в путешествие, не забудьте взять с собой солнцезащитные очки и кепку, лёгкую одежду и удобную обувь: ходить придётся много и с большим наслаждением.

В Калмыкии и Астраханской области не работают вышки Tele2, так что если вы пользуетесь этим оператором, лучше купите другую симку заранее — иначе единение с природой станет чересчур абсолютным. На всякий случай снимите немного налички, купите билет на самолёт или поезд и отправляйтесь в путь.

Первый день: Волгоград

Аэропорт Волгограда открыт и не закрывался — можно найти билеты за 3-4 тысячи рублей, если не брать их в последний момент. Если решите добираться самолётом, обратите внимание, что на электричку из аэропорта вы, скорее всего, не попадёте — она ходит два раза в сутки. Так что добираться до города придётся на автобусе или такси.

Итак, вы в Волгограде! После столиц сразу меня поразили буйность и пышность южной городской растительности, обилие цветущей сирени всех цветов. Старайтесь передвигаться по городу пешком, заходить во дворы и переулки. 

Если же ехать далеко, пользуйтесь трамваями, электричками и метротрамом. Его и можно считать первой местной достопримечательностью: ничего аналогичного в других городах России нет. Это вроде как и метро (в какой-то момент уходит под землю ), но вроде как и трамвай (вместо длинной гусеницы поезда — два аутентичных трамвайных вагончика). В общем, ощущения довольно необычные.

Волгоград — очень протяжённый город, проехать его целиком с севера на юг займёт несколько часов (и это без учёта пробок). Поэтому останьтесь в городе как минимум на пару дней. Первый день уделите центральным районам, без этого никуда.

От вокзала или автовокзала петляйте дворами и двигайтесь по направлению к набережной Волги. В какой-то момент вам покажется, что вы находитесь в фильме про Советский Союз — настолько сильно центр города сохранил свой исторический облик. 

Дальше идите по набережной Волги: какие-то участки сейчас всё ещё реконструируют, часть дороги можно пройти по близлежащим скверам. Волга сама по себе очень хорошая достопримечательность, особенно для тех, кто видел только узкую её часть.

Здесь река разливается так, что разглядеть другой берег достаточно трудно. По набережной вы дойдёте до музея Сталинградской битвы. Может напрячь слишком большое количество оружия, но пройдите до конца, наверх — от панорамы Сталинградской битвы действительно захватывает дух. 

Рядом с музеем находятся руины мельницы, знакомые всем по военным фильмам, и Дом Павлова. В нём всё ещё живут люди, дому даже присвоили звание образцового. Обязательно пройдите через его двор. Перекусите в «Блинбери» — сеть кафе расположена по всему городу и чем-то напоминает «Теремок», садитесь на метротрам и езжайте к Мамаеву Кургану.

Комплекс действительно грандиозный. Тут даже говорить нечего: вы всё увидите сами, если подниметесь по длинной аллее со множеством лестниц. Каждый час здесь, в Зале воинской славы, происходит смена караула, так что застать это событие несложно — выглядит оно гораздо интереснее, чем такая же церемония возле кремлёвских стен. Погулять по Мамаеву Кургану и восхититься размерами Родины-матери можно как днём, так и вечером — тогда его подсвечивают фонариками.

Второй день: Волгоград большой и ещё больше

Ознакомились с обязательной программой? Порадуйте себя чем-то более неформальным. Сегодня предстоит перемещаться в основном на электричке: вне зависимости от длины поездки билет стоит всего 40 рублей — хоть 1.5 часа с севера города на юг. Такой вот аналог наземного метро.

Сначала отправляйтесь на юг, в район Старой Сарепты, это до ж/д остановки Красноармейская. Старая Сарепта — это целый квартал, который немецкие переселенцы построили ещё в XIX веке. Сейчас он превратился в этнографический комплекс с действующей лютеранской церковью и историческими зданиями, в некоторые из которых можно зайти. 

Можете взять экскурсию, но и без неё довольно приятно погулять по тихим улочкам района. После Сарепты направляйтесь на другой берег Волго-Донского канала, в сторону памятника Ленину.

По пути можно вновь удивиться: на этот раз перекрывающими вход в канал шлюзами, а в конце пути — самому Ленину. Он здесь самый большой в мире. Посидите на берегу Волги, перекусите здесь же, а затем двигайтесь дальше.

Следующая электричка отвезёт вас на север города, на станцию Волжский, к грандиозной Волжской ГЭС. Постарайтесь приехать туда до захода солнца: в закатных лучах она выглядит гораздо приятнее, чем днём или ночью. Попробуйте пройти всю ГЭС целиком: при входе на мост висит предупреждение, что проход пешеходов запрещен, однако никаких ограждений, препятствий или охраны я не обнаружил. 

Вместо этого там даже есть пешеходная дорожка, с которой открывается вид на водохранилище, на берег с многочисленными рыбаками, а также на самое главное — сброс воды в Волгу.

На каком-то участке мост даже слегка дрожит от напряжения. Дорога через весь мост займёт у вас полчаса, и такая прогулка отлично подойдёт, чтобы до конца прочувствовать атмосферу города. Ну и нагулять сон тоже. Обратно в город выбирайтесь на автобусе или такси. 

Третий день: Элиста

На следующий день вставайте пораньше: нужно много чего успеть. Пора ехать ещё дальше на юг, в Калмыкию. Железной дорогой, увы, не добраться. Я решил ехать на попутках.

Широкая душа южных людей делает этот вариант не таким страшным — скорее, вы получите много интересных историй и домчите с ветерком. Но если вы пока боитесь подобного экстрима, можете доехать на автобусе или бла-бла каре: сообщение регулярное, за поездку вы едва ли отдадите больше тысячи рублей. 

Спустя буквально полчаса после выезда из Волгограда начинается бескрайняя калмыцкая степь. Если будет не очень жарко, сможете застать яркий ковёр полевых цветов, а обилие ковыля (похожей на седые волосы травы), пасущихся стад овец и коров и живописных озер вам гарантированы в любую погоду. 

По возможности попробуйте остановиться на середине пути и хотя бы немного прогуляться по степи. Будьте готовы к ветру: он тут тёплый, но достаточно сильный. Кепку может запросто сдуть — держите её крепче. Небольшой прогулки хватит: главный поход по степи будет ждать вас в конце путешествия.

Столица Калмыкии, Элиста — небольшой город, больше напоминающий кочевое поселение. Здесь вы сможете побывать в буддийских храмах и проникнуться восточной культурой без полёта в Бурятию или Монголию. Основных храмов тут два, называются они хурулами. Один из них, Золотая обитель Будды, находится в центре города, второй, Сякюсн-Сюме, — чуть подальше. 

Оба хурула нужно посетить обязательно. Если первый скорее напоминает церковь расположением и количеством паломников, то второй, скорее, напоминает монастырь. Людей здесь гораздо меньше, можно увидеть религиозные ритуалы, а атмосфера очень тихая и умиротворяющая. Именно в этот хурул в начале века приезжал Далай-лама — память о визите тут хранят до сих пор. Посидите в самом хуруле, пройдитесь по территории, подумайте о чём-то хорошем и вечном. Только не забывайте, что в буддийских храмах при входе снимают обувь.

На обратном пути можете заехать на верблюжью ферму. Верблюды тут ласковые и привыкшие к людям, поэтому вполне можно покататься полчасика по вечерней степи. Обычная прогулка стоит всего 300 рублей, при этом вас будет сопровождать специально обученный сотрудник фермы. 

После возвращения в город прогуляйтесь по парку Дружба — даже здесь можно погрузиться в буддийскую культуру. Не забудьте заглянуть в Национальный музей имени Пальмова. В необычной республике даже краеведческие музеи необычные. Билет без экскурсии стоит 100 рублей, с экскурсией — 150 рублей.

Общественный транспорт в Элисте ходит нерегулярно, так что по городу лучше всего передвигаться на такси: оно недорогое, из одной точки в другую доберётесь за 200 рублей.

Четвёртый день: Астрахань

Снова придётся проснуться пораньше: сегодня едем на восток на автобусе или попутках. Какое-то время вас будет окружать такая же степь, как и раньше, но потом по правую руку будут появляться небольшие островки пустынь — и с годами они только разрастаются. 

Это неудивительно: в лежащей на пути деревне Утта была зафиксирована самая высокая температура в России — более 50 градусов. Зато по мере приближения к Каспийскому морю пустыни сменяются озёрами. Их настолько много, что на карте это похоже на погрызанную мышью ткань. Озёра соленые, к некоторым из них можно подъехать. Но главное солёное озеро ещё впереди.

По Астрахани, кажется, можно гулять бесконечно. Визитные карточки города — Кремль и Персидское подворье — лучше не пропускать. Но ни в коем случае не стоит ими ограничиваться. Почти весь центр города застроен одноэтажными деревянными домами, и в таком виде подобная застройка мало где сохранилась. 

В них так и хочется зайти просто посмотреть на жизнь людей: они этого уже как будто и не стесняются. В любом случае, ведите себя максимально корректно и тихо. Как мне показалось, больше всего таких домов и двориков — вдоль набережной 1 мая и на параллельных ей улицах. Можно сворачивать буквально в каждый переулок — вы гарантированно обнаружите там дом купца или ремесленника, колоритную мечеть или армянское подворье.

Астрахань — город рыболовного промысла. Практически в любом магазине можно купить копчёную и вяленую рыбу, она есть в меню большинства ресторанов. Мне особенно запомнилось местечко Testo: попробуйте окрошку или вареники с рыбой и посидите на летней веранде, которая тоже выходит в уютный дворик. А с собой возьмите калмыцкий чай, если ещё не попробовали его в Элисте. Вкус у него очень специфический — солёный и с молоком, но жажду он утоляет отлично, а в жаркий день это важнее всего.

В Астрахани мне хотелось остаться минимум на неделю, чтобы как следует изучить все закоулки, обнюхать и сфотографировать каждый угол. Но дорога зовёт вперёд, и впереди у нас солёное озеро Баскунчак вместе с горой Большое Богдо.

Пятый день: Баскунчак и горы

С автобусами покончено: вновь возвращаемся на рельсы. Лучше всего выезжать из Астрахани на ночном или утреннем поезде, чтобы точно всё успеть. Ехать нужно всего три часа до станции Верхний Баскунчак. Кстати, посмотрите на вокзал — провинциально уютное здание с огромной картой железных дорог России на стене. А в туалете играет классическая музыка.

Дальше нужно добраться от Верхнего Баскунчака до Нижнего. Сделать это не так сложно: можно вызвать такси и уложиться в 500 рублей, а можно уехать на маршрутке — нужно только заранее подгадать их расписание. По приезде в посёлок доберитесь до улицы Железнодорожной, там вас уже будут ждать маленькие милые внедорожники и сложный выбор.

За день нужно будет добраться до горы Большое Богдо, так ещё и на солёное озеро посмотреть. Самый простой вариант — уехать до начала пешеходных горных маршрутов на внедорожнике за 300 рублей в одну сторону. Это сэкономит время, но лишит большинства хороших видов и впечатлений.

Территория возле озера — заповедная и охраняемая: посторонним на ней находиться запрещено. Но есть лазейки, которые помогут вам погулять по степи и при этом ничего не нарушить. Разумеется, ни к чему противозаконному я не призываю. От стоянки внедорожников можно двинуться по тропинке прямо к озеру.

Ориентиром послужит заброшенная железная дорога: когда-то по ней от озера вывозили соль, но оно обмельчало — там, где раньше ещё были воды, сейчас уже влажный ил. Будьте аккуратны: если вы подойдёте слишком близко, есть риск немного провалиться. В трясину вас вряд ли засосёт, но обувь в чёрной грязи можете испачкать. Чтобы этого не произошло, на берегу кто-то заботливо разложил деревянные доски.

На горизонте от солёной кромки озера — вершина горы Богдо. Высотой она чуть больше 100 метров, но вокруг только равнины и степи, поэтому гора выглядит колоссально. Вернувшись обратно на тропу, двигайтесь в сторону вершины. Путь будет пролегать через степи, пляжи и небольшие заросли. Обычно тропинка ведёт достаточно чётко, но пару раз придётся импровизировать. 

Интернета не будет, но лучше держать под рукой карту с включённой геолокацией, чтобы точно не заблудиться. Спустя пару часов (сколько именно — зависит от вашей выносливости) вы подойдёте ко входу в заповедник, своеобразному КПП. На нём договоритесь с водителями внедорожников, чтобы чтобы они ждали вас перед обратной дорогой. Иначе придётся повторять пешеходное геройство и на обратном пути, а этого вам вряд ли захочется. 

Ни в коем случае не оставляйте на пути мусор и не наносите ущерба какой бы то ни было флоре и фауне. Но в таком прекрасном месте едва ли у вас поднимется рука это сделать.

На входе в заповедник сотрудники удивятся вашим выносливости и целеустремлённости, но бесплатно билет всё равно не дадут — купить его придётся в любом случае. Но до вершины осталось совсем немного.

Примерно час у вас уйдёт на подход к подножию вершины, а само восхождение — около получаса. Подъём оборудован специальными дорожками, так что тут вы уже точно не заблудитесь и никуда не денетесь. Со смотровой площадки открывается завораживающий вид на степи, озеро и лежащий внизу посёлок. 

Что ж, вам осталось только вернуться на станцию Верхний Баскунчак на машине и дождаться проходящего поезда в сторону Москвы — или обратно в Астрахань. После такого насыщенного дня вы сможете как следует выспаться в плацкарте.

Илья Шустиков
Илья Шустиковповсюду иностранец
Сначала авторизуйтесь, а потом уже всё остальное
Поделиться статьей

Стать пассажиром

Настраивайте ленту, подписывайтесь на авторов, читайте уникальный контент

Авторизуясь, вы соглашаетесь c Лицензионным соглашением и Политикой конфиденциальности