
Что делать, если опаздываешь на самолёт
И если уже опоздал.
Иногда такое случается: можно перепутать день вылета, проспать ранний рейс или застрять в пробке по дороге в аэропорт. Но не поддавайтесь панике: во-первых, она только навредит, а во-вторых, опоздание ― не конец света, даже если кажется иначе. В этой статье разбираемся, как спокойно и быстро решить проблему и какие права есть у пассажиров в подобной ситуации.
Что делать, если опаздываете на регистрацию

Обычно регистрация в аэропорту заканчивается за 40-50 минут до вылета на внутренних рейсах, за 90 минут — на международных. Допустим, что ваш вылет из Москвы в Казань назначен на 12:00, но на часах уже 11:00. Что делать?
Пройдите онлайн-регистрацию, пока едете в аэропорт
Если уже едете в такси или в аэроэкспрессе, то попробуйте пройти онлайн-регистрацию на сайте авиакомпании или в приложении. Так вы получите мобильную версию посадочного талона, с которой сразу пройдёте к нужному гейту (лучше сразу проверить на сайте аэропорта, получится ли обойтись без бумажного варианта: это не везде возможно). Учтите, что у перевозчиков разное время окончания онлайн-регистрации: например, у S7 Airlines это 40 минут до вылета, у «Уральских авиалиний» — 2 часа. Тем, кто всё же зарегистрировался онлайн, но понимает, что никак не успеет на рейс, нужно позвонить в авиакомпанию и предупредить об этом. В противном случае вы получите статус «Неявка на рейс» и не сможете вернуть или обменять билеты.
Закажите услугу Fast Track
Также в такси или аэроэкспрессе можно заказать платную услугу Fast Track, позволяющую проходить везде без очередей. Забронировать её можно заранее на сайте аэропорта или по телефону горячей линии. На месте вас встретит сотрудник, с которым вы быстро пройдёте через контроль и досмотр, зарегистрируетесь, сдадите багаж. Подобную услугу предоставляют, например, в Домодедово (Москва), Пулково (Петербург) и Храброво (Калининград), за рубежом — в Хитроу (Лондон) и в новом аэропорту Стамбула.
Обойдите очереди
Если не зарегистрировались онлайн и приехали за 40 минут до вылета, то скорее бегите к стойкам авиакомпании. Не стесняйтесь вежливо просить других пассажиров пропустить вас без очереди: обычно люди идут навстречу. Объясните сотруднику аэропорта, что опаздываете, чтобы он успел вас зарегистрировать. Как правило, не понадобится ничего оплачивать дополнительно (исключением являются лоукостеры).

Если самолёт должен взлетать уже через 10-15 минут, а вы только зашли в здание, то на рейс вы опоздали. Сразу отправляйтесь к представителю авиакомпании: обычно офис перевозчика находится прямо в аэропорту. Там подскажут, получится ли ещё зарегистрироваться, или помогут оформить новый билет.
Если вы оплатили поездку туда-обратно, но опоздали, и самолёт улетел без вас, то это регулируется отдельными правилами. Раньше в таких случаях обратные билеты «сгорали», но с 1 сентября 2025 года начал действовать приказ Минтранса, согласно которому ими можно воспользоваться. Например, вы планировали лететь туда-обратно по маршруту Москва — Казань — Москва, однако застряли в пробке и не успели на регистрацию на рейс. Добраться до Казани можно будет другим самолётом, поездом или на машине. А вот вернуться оттуда в Москву получится по изначально приобретённому билету.
Это актуально только в том случае, если вы купили билеты туда-обратно у одной авиакомпании и оформили всё в одном бронировании.
Чтобы спасти своё место на предстоящем рейсе, необходимо в течение двух часов со времени вылета самолёта обратиться на стойку регистрации или на горячую линию перевозчика. Также стоит учитывать два важных момента:
средства за пропущенный первый рейс вам не вернут;
сохранить получится билет на тот перелёт, который состоится минимум через 24 часа после первого. Например, если планировали отправиться из Москвы в Казань 15 сентября в 12:00, но опоздали, то обратные билеты из Казани в Москву будут действительны в том случае, когда рейс запланирован на 16 сентября в 12:00 и позднее.
Также обратите внимание, что авиакомпании по-разному помогают пассажирам в этой ситуации. Например, чтобы сохранить обратные билеты «Аэрофлота», необходимо обратиться непосредственно в кассу или офис перевозчика: на стойке регистрации вам откажут. А для сотрудников «Уральских авиалиний» то, куда вы подойдёте, не имеет значения.
Что делать, если опоздали на самолёт после регистрации
После успешно пройденной регистрации нужно ещё успеть и на посадку. Обычно пассажиры опаздывают на самолёт по нескольким причинам:
Из-за аномально долгого досмотра или проверки на паспортном контроле. Согласно приказу Минтранса в таком случае вас признают вынужденно отказавшимся от перевозки: есть вариант попытаться вернуть деньги. Для этого обратитесь к представителю авиакомпании: как правило, сотрудники стараются всё решить на месте. В качестве доказательств обычно используют записи видеокамер. Но учтите, что они будут приняты во внимание, если вы действительно приехали заранее (минимум за два-три часа до вылета).
Неверно рассчитывают время. Например, засиживаются в кафе или отвлекаются на книгу или разговор по телефону. В этой ситуации тем, кто летит экономом, приходится оплачивать новые билеты. Пассажиров бизнес-класса обычно пересаживают на следующий рейс.
Что делать, если опоздали на стыковочный рейс
Случается всякое: пересадка была слишком короткой, и вы не успели на следующий рейс. Или самолёт по экстренным причинам сел не в том аэропорту, где необходимо, а потому второй борт улетел без вас. В любом случае вы опоздали, и теперь есть два варианта развития событий.
Если это вина авиакомпании. Убедитесь, что пересадка оформлена единым билетом от одного перевозчика или его партнёров. После этого можно поменять билет: обратитесь к представителю авиакомпании, чтобы он посадил вас на ближайший рейс и обеспечил питанием и номером в отеле при необходимости.
Если это ваша вина. Например, заблудились в транзитной зоне или оформили раздельное бронирование, а первый рейс опоздал. В таком случае придётся покупать новые билеты. Лучше всего также подойти к сотруднику авиакомпании: он поможет подобрать оптимальный вариант.
Советы путешественникам

После покупки билетов добавьте дату и время вылета в календарь на телефоне, там же заранее поставьте нужные напоминания.
Если есть возможность, проходите онлайн-регистрацию: это поможет сэкономить время. Правда, такая опция не всегда доступна. Например, на чартерных рейсах требуют регистрироваться непосредственно в аэропорту. Внимательно изучите все условия полёта на сайте авиакомпании.
Уточните, из какого аэропорта вы вылетаете: например, в Москве их четыре, и если приедете в Шереметьево, а ваш рейс из Домодедово, то рискуете и потратиться на такси, и опоздать на самолёт.
В день путешествия ещё раз проверьте билеты и рассчитайте тайминг.
Приезжайте в аэропорт за три-четыре часа до вылета. Если времени совсем нет, то хотя бы за час.
При поиске билетов на Авиасейлс есть возможность выбрать стыковочные рейсы, которые оформляются совместным бронированием. Так вы сможете подстраховаться, если что-то пойдёт не так.
Не берите билеты на рейсы с очень короткими стыковками (до двух часов): в случае малейших форс-мажоров путешествие может растянуться надолго.
Остались вопросы? Специалисты службы поддержки Авиасейлс поделятся полезными инструкциями и заботливо подскажут, как поступить именно в вашей ситуации.
🎨 Автор иллюстрации к статье — СашаШура.