Путеводители
Советы
Опыт
Подборки
Инструкции
Готовые маршруты на выходные
Погнали
Почему номадство переоценено: я поработала в 10 странах — и мне не понравилось

Почему номадство переоценено: я поработала в 10 странах — и мне не понравилось

Все минусы цифрового кочевничества в одной статье.

Привет, меня зовут Эля, и я два года провела как цифровая кочевница. Удалённо работала инфлюенс-маркетологом в агентстве и постоянно путешествовала: побывала в Армении, Грузии, Турции, Сербии, Вьетнаме, Казахстане и других странах. О таком образе жизни я мечтала долгое время, но в итоге в нём разочаровалась: оказалось, что это очень тяжело. В статье делюсь подводными камнями, к которым нужно быть готовым, если вы задумываетесь стать диджитал-номадом.

Первая причина: это дополнительная ментальная нагрузка

Изначально кажется, что всё просто: если ты на удалёнке, то можешь работать из любой точки мира, так почему бы не воспользоваться таким шансом и не поездить? Математика кочевничества примерно такая: прикидываешь, сколько тратишь на жизнь в данный момент, и если понимаешь, что в путешествии получится уложиться в этот бюджет, то вперёд — ты ничего не теряешь.

Однако самое важное, что часто остаётся за скобками, — это сколько сил, времени и нервов занимает такой образ жизни. К привычным бытовым делам наподобие уборки или похода за продуктами добавляется дополнительный список задач: нужно покупать билеты, вовремя продлевать визы, менять деньги и так далее. По сути, становишься туроператором самого себя. Да, со временем я привыкла, но на это всё ещё тратилось много личного ресурса. 

Например, одной из проблем часто становился поиск подходящего жилья. Вспомните, как непросто бывает отыскать подходящий вариант даже в городе, где давно живёшь, а потом собрать вещи, перевезти коробки на новое место и обжить его. При кочевничестве масштаб меньше: перевозишь не целую квартиру, а пару чемоданов, но процесс аналогичный. Требуется время, чтобы разобраться, в каком районе лучше остановиться и на какие вещи обращать внимание. Например, в Азии приходится проверять, что в квартире нет плесени и караоке по соседству. А ещё учитывать сезонность, если не хочется ближайшие месяц-два провести под непрерывным ливнем. 

Я искала жильё самостоятельно, а не через риелторов, и это отнимало много сил. Мне важно было жить в относительном комфорте, потому что работаю из дома и провожу там много времени. При этом бюджет на квартиру был скромный — до 40 000 рублей в месяц. 

К тому же при кочевничестве приходится постоянно адаптироваться, а это большой стресс для организма. Тяжелее всего в первые пару недель на новом месте, когда абсолютно всё вокруг незнакомое — включая язык и традиции. Приходится включаться и вникать во все процессы, переводить цены в привычную валюту, и от этого в какой-то момент начинает болеть голова. 

Когда часто путешествуешь, в каждой стране будто обнуляешься — многое нужно учиться делать если не заново, то по-другому. Например, привыкать к левостороннему движению, пользоваться местными маркетплейсами и гулять, смотря по сторонам, а не уткнувшись взглядом в карту. Я часто с сожалением замечала, что только освоилась, а вот-вот опять нужно переезжать. И самое изнуряющее — как раз то, что через этот процесс нужно проходить снова и снова. 

Вторая причина: быть кочевником физически тяжело

Дейоффы на каждый переезд брать не получится: можно быстро нарваться на праведный гнев коллег. Поэтому работаешь и в аэропорту, и после ночных рейсов, и сражаясь с джетлагом. При этом иногда форс-мажоры всё же случаются. 

Однажды я опоздала на рейс из-за наводнения на Пхукете: главную дорогу затопило. Пришлось провести два дня в аэропорту (билеты на все ближайшие рейсы были распроданы) и, несмотря на всё, быть на связи. 

Много сил тратилось и на сборы. Плюс попытка путешествовать налегке провалилась: я начинала с одним рюкзаком, а закончила ещё с двумя баулами. Во-первых, хотелось хоть какой-то стабильности, и я стала цепляться за вещи, которые давали комфорт: любимую банку крема или тактильно приятную наволочку. Приходилось таскать всё с собой, а это физически непросто, особенно когда часто летаешь.

Во-вторых, со временем пришлось докупать что-то: например, ботинки или тёплую кофту для похода в горы. Выкидывать или раздавать их после не хотелось, так как они были в хорошем состоянии (плюс покупать то же самое в новой локации — дорого). С похожей проблемой сталкивались многие мои друзья-кочевники — кроме тех, кто может путешествовать с одной футболкой и зубной щёткой, не испытывая при этом дискомфорта. 

Третья причина: у номадов почти не остаётся времени на путешествия в своё удовольствие 

Я старалась задерживаться в каждой стране минимум на 30-90 дней: часто именно столько времени даётся на безвизовое пребывание. Работала с понедельника по пятницу, поэтому на исследование местности оставались только выходные. За пару месяцев их выходило примерно на две недели — не сильно-то и разгуляешься. При этом хотелось успеть посмотреть как можно больше, поэтому я часто выбирала поездки куда-то вместо сна и желанного ленивого отдыха. Например, на майских праздниках путешествовала по северу Вьетнама, а на Новый год проехала на машине через всю Шри-Ланку. 

В мини-трипы выходного дня я отправлялась во всех локациях, где жила: мне интересно было исследовать окрестности как Еревана, так и Бангкока. И это тоже понятно, ведь со всеми сложностями такого образа жизни основной мотиватор продолжать кочевать — возможность увидеть мир. Если убрать из уравнения путешествия в свободное время, то зачем это всё?

Четвёртая причина: постоянно переезжать — дорого

За последние пару лет я поняла, что минимальный доход, который некоторые страны устанавливают для получения визы диджитал-номада, — это не просто преграда для путешественников, чтобы потрепать им нервы, а разумное требование. В Испании — самая нижняя планка в Европе: цифровой кочевник должен получать не меньше 2 646 евро в месяц (примерно 250 000 рублей).

К сожалению, такие лимиты соотносятся с реальной суммой денег, которая нужна, чтобы не искать постоянно способы сэкономить. Например, позволить себе отель, когда опоздал на рейс, а не ночевать в аэропорту. 

Сама я никогда не подавалась на такую визу, просто потому что у меня недостаточный доход, но и выбирала более бюджетные направления. Однако, будучи удалёнщиком, проводящим в съёмном жилье 90% времени, просто не могла не замечать плохой интернет, шум с улицы, насекомых в доме, плохую уборку и посторонние запахи в комнате. И есть всего два способа не нарваться на подобное: тратить время и нервы, читая отзывы и изучая форумы, либо сразу снять жильё подороже. Намучившись с первым вариантом, я всей душой была готова ко второму, только финансово по-прежнему не дотягивала, чтобы себе это позволить. 

А ещё стоит настроиться на неожиданные расходы — например, на медицину. Мне посчастливилось за два года в дороге ни разу внепланово не оказаться у врача, но за страховку я исправно платила: выходило около 57 долларов (4 600 рублей) в месяц за базовый тариф. Считаю, что кочевать без неё очень необдуманно, особенно если нет накоплений. 

Какой итог

Жизнь в дороге — яркая и насыщенная, но свои сложности у неё тоже есть. Думаю, что долго находиться в таком режиме можно либо будучи неприхотливым минималистом и аскетом, либо имея минимальный доход от 250 000-300 000 рублей. В иных случаях стресс, усталость, постоянные перемены, недостаток времени на адаптацию и дискомфорт в бытовых вопросах постепенно накапливаются и перевешивает радость от новых впечатлений. Хочется забиться в нору и никогда в жизни больше не собирать чемодан — я спустя два года обнаружила себя именно в этой точке и решила на время завязать с кочевничеством, оставшись в Петербурге. Но путешествия любить не перестала и, возможно, даже снова решусь пожить в дороге после того, как восстановлюсь. 

🎨 Автор иллюстрации к статье — Кира Кустова.

Ещё больше по теме
ПопулярноеПосмотреть всё
Больше полезного