

Поздняя регистрация на рейс: как работает check-in chicken
Разбираемся, можно ли попасть в бизнес-класс с билетом в экономе.
Опытные путешественники охотно делятся в социальных сетях своими лайфхаками. В этой статье речь пойдёт про новый тренд под названием check-in chicken, который пробуют туристы по всему миру. Рассказываем, в чём его суть и какие могут быть плюсы и минусы у подобной авантюры.
Что такое check-in chicken и когда это работает

Check-in chicken — это тактика, при которой вы регистрируетесь на рейс в последний момент, чтобы получить места получше или даже классом повыше. Термин произошёл от английской идиомы play chicken — и нет, речь не про забавы с курицей. Это сленговое выражение означает «играть в труса»: вы с соперником выясняете, кто первым готов сдаться в опасном состязании. А check-in chicken подразумевает, что «соревноваться» вы будете с авиакомпанией и её системой распределения мест на борту.
Тем, кто не хочет платить за выбор кресла в самолёте, при регистрации в аэропорту или онлайн достаются рандомные варианты. Некоторые путешественники считают, что сначала распределяются не самые удачные места (например, на последних рядах): тем самым перевозчики стимулируют пассажиров всё-таки переплатить за удобство. И уже к окончанию регистрации, когда почти всё занято, вас могут посадить на передних рядах или даже в бизнес-классе.
Летел из Шарм-эль-Шейха в Петербург, приехал в аэропорт минут за 10-20 до окончания регистрации. В очереди все суетились и нервничали, а потом сотрудник авиакомпании объявил, что мест в экономе больше нет. На мой вопрос «А что теперь делать?» ответил, что позвонит и уточнит. Спустя несколько минут поздравил с тем, что я полечу в бизнес-классе — без какой-либо доплаты.
В январе 2024 года летела из Москвы в Бангкок «Аэрофлотом». Поздно приехала в Шереметьево, долго прощалась с подругой, а потом ещё стояла в длинной очереди. В итоге спросила сотрудника на стойке регистрации, остались ли места у прохода, а он предложил вариант получше и посадил у аварийного выхода. Так я провела 8-часовой полёт, с комфортом вытянув ноги.
Тем, кто решил попробовать этот способ, важно следить за тем, насколько заполнен самолёт. За несколько дней до вылета мониторьте цены на нужный рейс: если стоимость снизилась, то, вероятно, свободных мест ещё много, а значит, в check-in chicken пока нет смысла. Также наличие пустых кресел получится проверить, когда открывается онлайн-регистрация: регулярно заходите разведать обстановку, не выбирая место на сайте или в приложении. Учтите, что наблюдение за рассадкой других пассажиров может занять целый день.
Если повезёт, за 3-5 часов до вылета останется место в проходе или в передних рядах. В лучшем случае получится занять кресло в бизнес-классе, но не пытайтесь сесть туда с самого начала регистрации. И помните, что check-in chicken работает только в теории: иногда везёт и тем, кто приезжает заранее.
В сентябре 2024 года мы с мужем решили поехать в отпуск в Турцию, перелёт оплатили примерно за месяц. Приехали в аэропорт и в числе первых встали в очередь, чтобы получить посадочный. Девушка на стойке закопошилась, забрала наши паспорта и ушла. Мы, если честно, уже начали нервничать. Затем она вернулась и сказала: «К сожалению, мне придётся пересадить вас в бизнес-класс». Мы ответили, что как-нибудь переживём.
Но что самое удивительное: после нас должны были вылетать родители мужа. Они купили билеты на точно такой же рейс авиакомпании «Аэрофлот», но в другой день. Приехали в аэропорт, получили посадочные талоны — и тоже в бизнес-класс! Мы все, конечно, очень обрадовались.
Какие есть риски при check-in chicken

- Все удачные места, скорее всего, пассажиры разберут ещё на этапе покупки билетов или во время онлайн-регистрации, и тогда вам достанется не самое удобное кресло. Например, между двумя сидениями, рядом с туалетом или на последнем ряду.
- Когда летите вдвоём, удача вряд ли будет на стороне обоих. Вероятно, вы окажетесь в разных концах самолёта, и разве что кто-то один будет сидеть у окна или там, где можно вытянуть ноги.
- Худший расклад — борт будет полностью заполнен, и вы просто не улетите нужным рейсом. Такое явление называют овербукингом, и при нём придётся ждать следующего самолёта. Если запланирована пересадка, лучше не рисковать, а выбирать всё заранее.
- Обратная ситуация тоже бывает: система может распределить хорошие места в самом начале, а всех остальных рассадят по остаточному принципу.
- У некоторых авиакомпаний — чаще всего у лоукостеров — бывает платная регистрация в аэропорту. Например, такие правила действуют у FlyOne (услуга будет стоить 36-40 евро) и Wizz Air (стоимость — 40 евро). То есть вы просто отдадите перевозчику ещё больше денег.
А чтобы точно сэкономить, используйте телеграм-бот низких цен от Авиасейлс. Создайте подписку на нужное направление и ждите уведомление об аномально дешёвых билетах.
Как ещё получить хорошие места в самолёте
Если зависеть от благосклонности судьбы (и авиакомпании) вам не хочется, а концепция check-in chicken не очень близка, есть и другие способы долететь на удобных местах.
Самый простой и верный — оплатить апгрейд, то есть пересесть из экономкласса в бизнес за деньги или мили авиакомпании. Это можно сделать во время онлайн-регистрации или на стойке в аэропорту, главное, чтобы желаемые места в самолёте были свободными. Пассажирам, которые оплатили негарантированный апгрейд, авиакомпания вернёт всю сумму, если пересадить их не получится. Такую услугу предоставляет, например, «Аэрофлот» и S7 Airlines. Учтите, что билеты по некоторым тарифам (например, по субсидированным) повысить до бизнеса нельзя.
Я путешествую довольно часто, и если мне предстоит долгий внутренний перелёт, то предпочитаю апгрейдить. Однажды повысила класс обслуживания на рейсе из Петербурга в Якутск, чтобы добраться с комфортом. В другой раз была короткая ночная пересадка: чтобы не сильно устать после перелёта, просто доплатила за бизнес-класс.
Главный лайфхак: намного дешевле всё делать уже в аэропорту. Например, однажды я хотела приобрести билет в бизнес-класс, но он стоил 80 000 рублей в одну сторону. В итоге отдала 25 000 рублей за эконом, а потом доплатила в районе 6 000-10 000 рублей, чтобы пересесть. Апгрейд обычно делаю за 1,5 часа до вылета, но советую проверять правила авиакомпании: например, некоторые перевозчики разрешают воспользоваться этой опцией за сутки.
- Тем, кто часто летает одной и той же авиакомпанией и состоит в программе лояльности, повысить класс обслуживания могут в качестве комплимента: сначала при регистрации дают простой талон в экономкласс, а уже перед посадкой заменяют его на бизнес-класс. Часть авиакомпаний позволяет бесплатно выбирать более комфортные места в салоне постоянным пассажирам, имеющим определённое количество перелётов в год. Зачастую класс обслуживания повышают сразу всем путешественникам в одной брони, даже если «высокий» статус есть только у одного.
- На долгих рейсах при небольшой загрузке борта некоторые авиаперевозчики предлагают выкупить соседние два кресла, чтобы ряд из трёх кресел был только ваш. Обычно это дешевле места в бизнес-классе, при этом ночью так получится неплохо выспаться.
- Если рейсов по нужному направлению несколько, можно взять билет на самолёт на неудобное время, например, ночью, когда пассажиров, как правило, летает меньше. Так больше шансов, что рядом никого не окажется и вы будете сидеть одни или с пустым креслом посередине. Но имейте в виду, что если билеты на рейс очень дешёвые, то даже ночью людей будет много.

🎨 Автор иллюстрации к статье — маша пипетка.