Авиасимулятор Qantas Boeing 747-400

Авиасимулятор Qantas Boeing 747-400

Макс Крайнов
15 мая 2013

«Макс, я тебя ненавижу!» — я слышал от ряда знакомых, которым рассказал про тренинг на авиабазе Qantas (крупнейшая австралийская авиакомпания с кенгуру на хвосте самолета). А все из-за того, что мне и Стиву выдалась возможность вживую посидеть за штурвалом живого симулятора Boeing 747-400.

Что такое живой (full-motion) симулятор? Это капсула с 6 гидравлическими двигателями, где находится кабина пилотов, оборудование 1:1 как в настоящем самолете (в т.ч. и настоящая «прошивка» многих узлов). Вместо ветрового стекла там три проекционных монитора с колоссальной детализацией якобы происходящего снаружи. Капсуле на вход подаются данные из мощного дата-центра, который симулирует данные, да так умело, что самолет думает, что они настоящие. Если идет взлет, ощущается взлет (т.е. изменение давление, изменение угла наклона и т.п.). Если это жесткая посадка (как это было у меня) – то подпрыгивание (“капитан кенгуру”) ощущается как подпрыгивание. Это не Microsoft Flight Simulator, где картинка сменяет картинку, а тело удобно сидит в кресле.

Смысл симулятора в том, что на нем тренируются пилоты. Настоящие живые пилоты с десятками лет налета. Каждые три месяца пилоты должны отработать на нем минимум 4 часа ситуаций:

Базовых – чтобы не забыть ручечки и рычажочки;

Критических – отказ двигателя или двигателей в любой момент (в т.ч. и взлете и посадке), посадка на автопилоте с нулевой видимостью, потеря взлетной силы и т.п. Об этом позже.

Новых – пилоты всех авиакомпаний собирают список нештатных ситуаций, которые анализируются и добавляются в программу тренировок пилотов. Это делается для того, чтобы все пилоты знали, что делать в совершенно неправдоподобных, но встречающихся ситуациях.

Авиасимулятор Qantas Boeing 747-400

Сначала мы со Стивом прослушали лекцию и посмотрели многие вещи на практике о том, как тренируется экипаж для готовности к экстренным ситуациям:

  • Как управляться с разнообразнейшими огнетушителями, защитными халатами, масками и т.п.
  • Как выбить дверь самолета и спустить трап
  • Как за 90 секунд опустошить самолет от пассажиров
  • Как сделать это же самое с задымленным салоном
  • Как спускать пассажиров по надувному трапу
  • Как сделать из трапа лодку
  • Как достать из воды пассажиров в темноте и под дождем и запихнуть их на эту лодку

Я наконец-то узнал, что делать со спасательным жилетом. Вы думаете, это очевидно? Не-а. В самой узкой части жилета есть два конца, за которые надо потянуть в разные стороны, чтобы выпал жилет. Нам со Стивом потребовалось 25 секунд, чтобы это понять! Потом натянуть жилет и надуть его (радуюсь, как мальчишка: я наконец-то надул этот желтый жилет и посвистел в свисток) – это несложно, но если не застегнуть и не затянуть поясной ремень – в воде можно задохнуться. Очень надеюсь, что я за эту красную ручку дергал в последний раз.

Потом началось ГЛАВНОЕ: полет. Боб, 66-летний инструктор (check captain), у которого со мной нашлось несколько общих знакомых, объяснил нам азы пилотирования (большинство из которых мы уже как-то освоили к сегодняшнему моменту, но ряд вещей были в новинку), и мы пошли к своей капсуле.

Авиасимулятор Qantas Boeing 747-400

Наша программа на сегодня была следующей (отрабатывали ее мы по очереди):

  • Взлет из Сиднея на юг в хорошую погоду
  • Круг над Сиднеем (нашим домом, Оперным театром, мостом и т.п.)
  • Посадка в Сиднее (север-юг) днем. Стив посадил самолет 3 раза из 5, пусть и попрыгал пару раз. Один раз он посадку сделал просто идеально.
  • Посадка в Сиднее поздно вечером. Один раз я разбил свой самолет, второй раз допрыгал до терминала. Почему идут такие прыжки: во-первых, пилот может не до конца правильно выровнять нос самолета на высоте 30м (т.н. flare); во-вторых, погодные условия заставляют снижаться быстрее, чем обычно делается. Не надо считать, что жесткая посадка – это всегда плохо. Напротив, это может быть единственным подходящим способом посадки.
  • Взлет из Сиднея с отказавшим двигателем (у Boeing 747 их 4, но самолет сам не перестроит конфигурацию хвоста).
  • Выход на недопустимый угол атаки и потеря подъемной силы (от этого дрожит штурвал и раздается громкий голос сверху)
  • Сброс скорости в воздухе до недопустимого уровня и потеря подъемной силы
  • Выравнивание при резком снижении высоты, когда самолет летит носом вниз в землю.

Теперь я знаю самое классное ощущение: когда ты разгоняешь самолет, тело вжимается в кресло, слышишь команду Rotate! и тянешь на себя штурвал, и когда знакомый сиднейский аэропорт остается под крылом. Трепещет каждая частичка тела, когда ты убираешь шасси, делаешь левый поворот и летишь над Сиднеем на север. Все это ощущается не только как картинка на экране, но и как вибрация капсулы, изменение давления и угла наклона. (Я пишу эти строки 4 часа спустя, но ощущение вибрации самолета еще не ушло.)

Напоследок мы садились в лондонском аэропорту Heathrow в условиях 100-метровой видимости и обильного снегопада (очень красиво снежинки летят в лицо; я никогда не видел ничего подобного). Вручную садиться в таких условиях запрещено, поэтому мы садились на автопилоте. Если видимость 600м, полосу еще хоть как-то видно, но при 300м или 200м сесть вручную можно только наудачу, а при видимости 100м еле-еле видно полосу, на которую ты только что сел. В процессе загрузки программы Лондона был небольшой сбой, и мы 15 минут пытались перегружать симулятор и делать прочие хакерские штучки. Все-таки, симулятору уже 18 лет (!), но он еще не просто вкалывает 20 часов в день, но и тренирует пилотов других авиакомпаний (Air New Zealand, All Nippon Airways и т.п.).

Авиасимулятор Qantas Boeing 747-400

Что я для себя вынес:

  • Если бы я в возрасте Стива попробовал данный симулятор – я бы гарантированно пошел в летную школу. Неважно, что было бы дальше, но я бы пошел летать.
  • Qantas чрезвычайно скрупулезно относится к тренингам своих сотрудников. Если вы это только слышали – я это видел.
  • Пилоты и персонал – это очень доброжелательные и терпеливые люди, которые ежедневно живут для своей авиакомпании и клиентов.

P.S. Программа доступна участникам программы Qantas Frequent Flyer и стоит 110 000 миль. (Я потратил все свои сбережения миль и не пожалел.) С собой можно брать еще одного человека (я взял Стива), т.к. элементы управления (педали, рулевая колонка, многие приборы) дублированы. Перед запуском на авиабазу за несколько дней проводится проверка благонадежности, для чего надо предоставить данные австралийского паспорта (там все серьезно). На базе фотографировать нельзя, но в симуляторе инструктор фотографировать разрешил, т.к. симулятор – это не военная тайна. (Знал бы раньше – взял бы свою камеру). По окончании выдается сертификат, бейджик пилота Qantas (симулятора), сборная модель Qantas Airbus A380 и кепка Qantas Flight Simulator.

Начните ваше путешествие сейчас