Александр Беленький: Секретное Белградское метро и другой транспорт

Александр Беленький: Секретное Белградское метро и другой транспорт

Александр Носов
10 октября 2014

О существовании метрополитена в Белграде не знают даже многие жители города. Это не шутка, метро в Белграде действительность есть, только власти скрывают. Сербская подземка овеяна таким количеством тайн, что даже за невинный кадр за вами готовы гоняться полицейские.

Станция Вуков споменик, в самом центре Белграда. Вестиблюль выглядит исключительно по-метрошному. Но не спрашивайте белградцев, можно ли отсюда куда-то уехать — на вас станут косится с подозрением о вменяемости. Даже надпись “железнодорожная станция” не значит ровным счётом ничего. Хотя и станция есть, и поезда ходят под землёй, белградская система внеуличного транспорта насчитывает целых пять веток. Но есть нюансы….

02

Спустившись в этот величественный подземный переход, продолжаешь уверять себя в том, что находишься в вестибюле большой станции метрополитена. Навигация идентична минскому метрополитену, что добавляет сходства…

03

Кассы. Здесь можно купить билет на Беовоз, так называется причудливое и загадочное метро. А также на любой поезд в Сербии. Беовоз входит в систему сербских железных дорог.

04

И вот я оказываюсь у того самого эскалатора. Станции в Белграде глубокого заложения, эскалатор длинный, как на “Комсомольской” в Москве. И только подойдя к нему близко-близко замечаю, что все выходы перекрыты, на эскалатор не попасть. Пытаюсь сообразить, что же делать. Скучающие рядом мужички, один из которых одет как типичный подземный служащий, говорит, что у них тут забастовка, и поэтому станция закрыта. Как закрыта? Вы шутите, да? Построили две несчастные подземные станции, поезда у вас ходят раз в час, а вы ещё и бастуете?

05

И вот здесь, наконец, пришло время рассказать, что же такое этот метрополитен-Беовоз из себя представляет. Это на самом деле ровно две станции в центре Белграда. Одну я показал, вторая выглядит как просто остановка в тоннеле…Пять линий Беовоза существуют в реальности, это линии городских электричек, которые курсируют через город насквозь, а в центре имеют подземные станции, чтобы не рушить городскую инфраструктуру. Эдакий аналог парижского RER и немецкого S-Bahn. С той лишь разницей, что здесь удобная и простая система так и не заработала. Что помешало — хороший вопрос. Наверное, коктейль из развала Югославии, смешанный с сербским раздолбайством, приправленный кровавыми балканским войнами девяностых годов. Сербов можно понять, им не до того было. А ведь объём работы огромный, загнать электрички под землю, прорыть тоннели под всем городом, но так и не запустить систему в полную силу. Станций наверняка больше, просто до них не дошли руки. Что же мешало заняться развитием своего транспорта потом? Станция Вуков споменик открыта, например, двадцать лет назад…тогда же всё окончательно остановилось.

06

Огромный подземный переход мог бы стать торговым центром, как "Охотный ряд" в Москве. Но сюда даже дорогу не спускаются перейти, наверху есть удобный уличный переход. Зато если полицейский увидит человека с фотоаппаратом здесь или в вестибюле, начнёт свистеть, кричать и поднимет вой, что фотографировать запрещено. ХА-ХА-ХА.

07

Единственные арендаторы, которые нашлись — пара компьютерных клубов, как у нас лет десять назад. Натурально, народ сидит и режется в “контру”, или во что там сегодня молодёжь играет.

08

Нет денег. Потому и метро не достроили, потому и разбомбленные здания не сносят. Именно так вам будут отвечать на все вопросы, почему чего-то нет в Сербии. Денег нет на самом деле, страна живёт очень бедно, но подобный ответ всегда ставит точку. Сказавший эти слова человек подразумевает, что добавить здесь и нечего. Такая же отговорка, как и то, что в России плохие дороги из-за климата. Переубедить невозможно, да и нужно ли?

09

Заглянул на главный железнодорожный вокзал. Железные дороги в Сербии это разговор отдельный, и тоже достаточно грустный. Поезда ходят, но редко и очень медленно. Самое популярное направление для сербов это Черногория, бывшие морские ворота страны. Когда-то поезда на Балканах были основным видом транспорта, и контуры стран были другими. Югославские поезда ходили по всей Европе. Сегодня ехать почти некуда. Несколько маршрутов в соседние страны существует, но захотите ли вы ехать шестьсот километров в течение пятнадцати часов? Думаю, нет. Автобусом быстрее. Сербские железные дороги испытывают кризис, и дело не только в маленьких зарплатах, старом подвижном составе и отсутствии спроса.

10

Бастовали в тот день не только “метрошники”, но и обычные железнодорожники. Честно говоря, забастовку я представлял совсем иначе. Толпа мужиков сидит в круг в рабочей одежде, стучит касками по мостовой и скандирует: Забастовка! Голодовка!. Может быть, где-то в этом мире и есть нормальные забастовки, но в Сербии, кажется, все просто забыли выйти на работу. Вокзал пустой. Лишь женщина читает книгу да цыганка спит на лавке.

11

На дальнем перроне стоял тот самый Беовоз. Городская электричка, когда иногда спускается под землю. Это же….да-да! Знакомая каждому советскому ребёнку рижская электричка, которые ещё совсем недавно бороздили просторы России, а по бывшему СССР их до сих пор много, начиная с той же Латвии. Белградская электричка тридцати лет от роду, ярко-голубого цвета, и почти вся покрыта толстым слоем уродливых граффити.

12

Не думайте, что в Сербии с транспортом всё настолько фатально. Кроме неудавшегося метро и работающих через пень колоду железных дорог, система уличного общественного транспорта отлажена весьма неплохо. Метро-то, конечно, полуторамиллионному Белграду пригодилось бы, пробки в городе не чета московским, но трафик сложный. Основной же транспорт в городе это трамвай. И здесь работает большое количество самых разных машин, собранных во многих странах и купленных в разные годы. Таким образом, здесь можно встретить трамваи как полувековой давности и современные, европейского производства, советского и даже японского.

13

Частично трамвайные пути отделены от автомобильных потоков, за счёт чего трамвай может считаться скоростным городским транспортом. Заметил, что идут они один за другим, словно московские троллейбусы, в пределах центра маршруты похожи, потом разбегаются по разным окраинам.

14

Основной парк трамваев, по-моему, составляет что-то советское, не разбираюсь в моделях. Но с неизменными крутыми ступенями, по которым так удобно карабкаться бабушкам.

15

Тем временем, на каждой остановке в центре есть специальная нанесённая разметка для людей с инвалидностью. В городе есть современные низкопольные пятивагонные трамваи, куда, теоретически, человек на коляске может забраться, но встречаются они не то, чтобы очень часто. Люди на колясках тоже.

16

Общественный транспорт Белграда переполнен, даже в не пиковые часы пассажиры набиваются в трамваи плотнячком.

17

Городские власти пытаются решить проблему, увеличивая вместимость вагонов. Все трамваи сочленённые, с гармошкой. На самых популярных маршрутах добавляют третий вагон—прицеп.

18

Эти зелёные трамваи самые симпатичные, хоть и старые. А новые низкопольные — самые удобные.

19

Пассажиры этих сербских трамваев иногда не менее интересны, чем аутентичные вагоны.

20

Самый новый трамвай. Сербы говорят, что вагоны японские, но как они сюда попали, не рассказывают. Таких вагонов пока очень мало, но заметно, что люди их любят. Иногда даже специально пропускают пару старых трамваев, чтобы покататься на таком.

21

В какой-то степени только эти трамваи и спасают в отсутствие метро, но они также стоят на светофорах крупных перекрёстков и попадают в пробки.

22

Есть в Белграде и троллейбус. Про него ничего не могу сказать, не ездил. Раньше здесь ездили старые советские троллейбусы ЗиУ, которые привезли из Греции, из Афин. Сейчас все они заменены на красные минские машины.

23

Автобусы частично повторяют трамвайные маршруты. Здесь тоже многообразие разной техники, преимущественно российские ЛиАЗы предыдущего поколения. А вот что у сербов действительно классно — информационные табло. Всё чётко, ясно и подробно.

24

Самая же главная проблема и сложность белградского транспорта знаете в чём? Опять же, не в старом подвижном составе и не в переполненных салонах? А в том, что он априори убыточен. Как так?

25

Разовый проезд в любом виде белградского транспорта стоит около одного доллара, даже меньше. Схема такова: покупаешь в киоске (наподобие табачного) карточку БусПлюс, на которую загружаешь поездки. При посадке нужно приложить карту к специальному терминалу, вон он виден на фотографии слева. Нужная сумма спишется с карты, проезд оплачен. Простая схема. Если пользуешься проездным, карточку всё равно нужно приложить, чтобы отметить свою поездку. Но я заметил такую вещь, что белградцы не торопятся оплачивать проезд. Они едут зайцами, а если входит контролёр, быстро начинают прикладывать свои карточки, чтобы “пробить” поездку. Но все расслаблены, контроль за три дня мне не встретился ни разу, как и киоски с проездными, как назло, все они были далеко от остановок, и не по пути. Такие вот дела.

26

 

Оригинальный пост: http://macos.livejournal.com/957387.html