К оленеводам в ямальскую тундру

Хотите отправиться не просто в путешествие, а так, чтобы с захватывающими приключениями, романтикой и множеством потрясающих фото на память? Жмите сюда.

Оленевод

Расскажу о том, как побывать в совершенно ином мире, не похожем на тот, что окружает нас в городах. Этот мир большинство может видеть разве что в документальных фильмах или у крутых тревел-блогеров.

Мы поедем на Ямал, в суровую зимнюю тундру, в гости к настоящим ненцам-оленеводам, до сих пор живущим по канонам традиционного образа жизни, воспитывающим детей в чуме из оленьих шкур и кочующим по бескрайним просторам со своими оленьими стадами.

И фишка этого путешествия в том, что его может совершить любой, без каких-то фантастических затрат, долгой подготовки к экспедиции и специальных навыков в экстремальных путешествиях. 

Но при этом мы не просто «посмотрим» на оленей и оленеводов, а сможем пожить с ними несколько дней в чуме, погрузиться в быт этих людей, разделить с ними нехитрый ужин за одним столом и в полной мере прочувствовать, каково это — быть оленеводом.

Памятник Мамонту в Салехарде

Первым делом нужно прилететь на Ямал. Это проще простого: открываем приложение Авиасейлс, находим билеты до Салехарда и самолётом «Ямала» или S7 рано утром прилетаем в столицу ЯНАО. 

При желании, в Салехарде можно на денёк задержаться,в нём есть что посмотреть, но я сразу решил отправиться к главной цели этого путешествия — оленеводам. И приключения начинаются в первый же час пути. Ведь прежде, чем отправиться на вездеходе в тундру, нужно добраться до города Лабытнанги, переправившись через реку Обь.

Моста здесь нет, так что зимой здесь наводят ледовую переправу. Если лёд не стал, перебраться можно на пароме. Зрелище парящей на морозе реки с медленно ползущими по ней железными махинами впечатляет: они снуют одна за другой, перевозя легковушки, рейсовые автобусы, вахтовки, экскаваторы и так далее.

паром в Салехарде

Сразу за паромом нашу компанию уже встречает вездеход «Трэкол», на котором мы и отправимся дальше в заснеженную тундру. Обычная машина, даже супер-подготовленный внедорожник этот путь не осилит, а вот специальные тундровые вездеходы — запросто.

Огромные широкие колеса, теплый удобный кунг, в котором при необходимости можно даже ночевать без риска замерзнуть в суровых условиях — хороший и надежный помощник в нашем приключении. Был, конечно, вариант договориться с той семьёй, в гости в которой мы направляемся, чтобы организовать «трансфер» в нартах на оленьей упряжке, но тогда дорога до стойбища заняла бы много часов. А при -15 на улице и колючем ветре это была бы очень экстремальная поездка. Поэтому я сразу остановил свой выбор на аренде вездехода.

Виктор, глава оленеводческой семьи, встретил нас на своей упряжке на полпути: кроме него почти никто не знает, где именно располагается стойбище. Даже зимой ненцы кочуют со своими стадами с одного участка тундры, богатого ягелем, на другой.

снежная вьюга

Два часа по нетронутому бескрайнему снегу — и вот уже вдали послышался собачий лай. Сначала показалось, что это только показалось (простите за тавтологию), но… минута, и из снежной мглы показался дымок, покрытый оленьими шкурами чум и заливистые голоса оленегонных лаев — верных помощников оленеводов. 

Это умнейшие животные, которые прекрасно понимают человеческую речь и очень умело держат оленье стадо сообща или направляют его туда, куда ведет оленевод.

Наконец-то я у своей долгожданной цели!

Первым встречать нас вышел старший сын Виктора — Проня. Ему шесть лет и он за старшего, когда отец уезжает на рыбалку, в город или отгоняет стадо на пастбище: в семье у ненцев главный — мужчина. А его мама, Людмила, занята чумом, бытом, приготовлением еды и младшей сестрёнкой Танечкой. 

дети тундры

Следующие несколько дней прошли, словно в приключенческом фильме.

Ведь это не какой-то этнопарк или туристический объект с имитацией жизни и быта коренных народов Севера. Это реальный чум реальных оленеводов, которые всю жизнь кочуют по тундре со своим стадом из двух сотен оленей: Виктор родился в семье оленеводов, получил в дар на свадьбу два десятка оленей, постепенно вырастил стадо и вот теперь воспитывает и обучает своему вековому ремеслу старшего сына.

Живут они в обычном чуме, как их предки сотни лет назад. Питаются практически тем же: мясо своих оленей, строганина, рыба, собранные в тундре ягоды. Крупы, макароны, чай, сахар и конфеты детям Виктор покупает в магазине в поселках, когда ездит сдавать в скупку оленьи шкуры, мясо или рога.

Моются в тазике, нагревая воду на печке-буржуйке. Спят на шкурах и укрываясь шкурами. Теплую зимнюю одежду шьют сами из оленьих шкура, в сильные морозы всё еще доверяя ей больше, чем современным пуховикам.

семья с Ямала

Удивительно, но к такому аскетичному быту привыкаешь достаточно быстро. Это только в первые часы всё кажется странным или неудобным. А потом уже не думаешь о привычном комфорте, приловчившись сидеть за столом не на стуле, а на корточках. Укрываться шкурой, чтобы не лез ворс в лицо. Чистить зубы ледяной водой из умывальника. Входя в чум, на автомате моментально одергивать за собой полог, чтобы не выпускать изнутри драгоценное тепло.

А обед из крупных кусков свежесваренной оленины и хрустящие на зубах полоски строганины — это вообще за гранью гастрономического оргазма. Вроде бы всё просто и без изысков, но вкус запросто поспорит с дорогими блюдами в ресторане.

Поэтому когда приходит время прощаться и собираться в обратную дорогу, наступает неимоверная грусть: несколько дней пролетели, как несколько часов. И за это время ты так породнился с этими простыми, открытыми людьми, что расставаться с ними по-настоящему грустно…

отдых на Ямале

P.S. Наверняка у многих возник вопрос: как организовать такое классное приключение? Ведь очевидно, что вот так вот, с бухты-барахты, без предварительной подготовки в стойбище не приехать. 

На самом деле, в оленеводческих регионах появляется всё больше туристических компаний, специализирующихся на подобном этнотуризме и приключениях с максимальным погружением. Мне, например, в этом путешествии помощь оказывали ребята из команды Discover Yamal

Сергей Анашкевич
Сергей Анашкевичпутешественник и писатель, посетил 83 страны
Сначала авторизуйтесь, а потом уже всё остальное
Поделиться статьей

Стать пассажиром

Настраивайте ленту, подписывайтесь на авторов, читайте уникальный контент

Авторизуясь, вы соглашаетесь c Лицензионным соглашением и Политикой конфиденциальности