Уличные музыканты Нью-Йорка: репортаж Евгения Фельдмана

Уличные музыканты Нью-Йорка: репортаж Евгения Фельдмана

Когда во всём Нью-Йорке погас свет, многие ожидали повторения 1965 года — тогда во время блэкаута жители помогали друг другу и вместе боролись с последствиями. В этот раз всё случилось не так: на непроглядно тёмных улицах города слышался звон разбитых витрин — обнищавший во время экономического кризиса семидесятых народ решил присвоить себе имущество богатых. Затем на улицах появился свет — мародёры, отвлекая полицейских, стали заниматься поджогами.

Последствия блэкаута в Нью-Йорке 1977-го года были плачевными: 1500 магазинов разграблено, миллиард долларов убытка сильно ударил по городскому бюджету, а владельцы бизнесов стали массово переезжать из мест, где происходили беспорядки и грабежи. Но, как бы это ни звучало, мародёрство привело и к благим последствиям: сотни бедных чернокожих музыкантов получили в свои руки дорогое диджейское оборудование — это привело к небывалому подъёму хип-хопа, а также к расцвету уличных перфомансов. В Нью-Йорке и по сей день можно встретить людей, самозабвенно играющих музыку за пультами где-нибудь в метро.

Сегодня поговорим об уличных музыкантах под новый нью-йоркский фоторепортаж Евгения Фельдмана.Примерно в те же года, когда случился блэкаут, в Нью-Йорке процветал CBGB — легендарный клуб, в котором зарождалась панк-культура. Патти Смит, Ramones, the Police, Guns’n’Roses — в разные годы здесь звучали культовые музыканты, бунтари и будущие иконы рок-музыки. В такой атмосфере в Нью-Йорке начала зарождаться целая эпоха уличных музыкантов.

Как живут аскеры Нью-Йорка

При хорошем раскладе, Нью-Йоркский уличный музыкант может за день заработать от ста пятидесяти до четырёхсот долларов. Самый частый совет, который матёрые уличные артисты дают новичкам, это, как ни странно, поменьше думать о деньгах и побольше улыбаться. Мол, чем меньше думаешь про заработок, тем больше монет окажется в футляре, потому что между музыкантом и его зрителем на улице должен произойти обмен эмоций. Это — магия, которая заставляет спешащего прохожего остановиться и послушать артиста.

Уличный музыкант на сленге — аскер (от английского ask — «спрашивать»). Соответственно, играть на улице — аскать. Здесь, конечно, речь идёт не только о музыкантах, под категорию аскеров попадает каждый, кто делает какой-то перфоманс на улице за деньги. Ещё одно название — стритовать. 

В Нью-Йорке стритуют в самых популярных туристических местах — на Таймс Сквер, у Центрального Вокзала, на Фултон Стрит, Юнион Сквер, на Площади Колумба. Многих можно встретить в метро. Деятельность таких артистов в Нью-Йорке также, как и в большинстве стран, регулируется правительством. Так, нельзя выступать ближе, чем за пятнадцать метров от входа в метро, нельзя загораживать проход к эскалаторам, лестницам и лифтам, нельзя работать в тех местах, где ведётся строительство. 

Если в ста пятидесяти метрах от музыканта есть школа или церковь — выступать нельзя. За использование усилителя придётся заплатить, подав сначала соответствующее заявление. В некоторых парках есть споты, помеченные специальным символом, и выступать можно только на них, и больше нигде. Правда, многие из этих строгих правил часто нарушаются — разве может уличный музыкант не быть немного бунтарём?

Кстати, нью-йоркским музыкантам запрещено выступать в вагонах метро, но судя по всему и этот запрет не слишком строго соблюдается. То же самое касается запрета продажи дисков со своими песнями — в метро их запросто может конфисковать транзитная полиция.

Ещё один совет, который дают многие опытные уличные музыканты: играть надо вещи, знакомые слушателям. Вряд ли кто-то из толпы оценит мастерство, с которым скрипач исполняет Фантазию Шуберта, а вот виртуозно сыгранная на скрипке Билли Айлиш точно заставит раскошелиться пару зрителей (при условии, что им хотя бы не больше тридцати). В общем, подбор репертуара — это отдельный вид мастерства, от которого напрямую зависит успех аска.

Права уличных музыкантов Нью-Йорка тоже регулируются правительством. Например, в 1979-м году один из артистов судился с городом, по результатам этого суда власти приняли важное решение. С того времени все выступления уличных музыкантов защищены Первой поправкой (которая в том числе касается свободы слова и свободы печати). В 1989-м году правительство попыталось запретить выступления в метро, но смогло добиться всего лишь запрета на использование усилителей.

В Нью-Йорке существует программа столичного транспортного управления MUNY (Music under New York), которая раз в год проводит прослушивания уличных музыкантов. Члены MUNY получают приоритет на выступления в популярных туристических местах. По сути, не нужно быть членом MUNY, чтобы выступать в метро, но быть им выгодно. У каждого участника программы есть расписание, когда и где он должен выступать. И если на точке, где должен играть член MUNY, присутствует другой, независимый артист, то этот артист должен уступить спот. 

Несмотря на такие непростые правила и ограничения, культура уличных музыкантов в Нью-Йорке процветает, и в любом более-менее людном уголке города всегда можно встретить кого-то, кому захочется бросить немного денег в футляр. 

Комментарии
Скрыть комментарии