Путеводители
Советы
Опыт
Подборки
Инструкции
Куда сбежать от холодов
Ну-ка
Что делать, если ваш багаж потерялся

Что делать, если ваш багаж потерялся

И какая компенсация вам положена.

Долго стоять у ленты транспортёра в аэропорту, но так и не дождаться своего чемодана — звучит как худшее начало путешествия. Да и домой после отпуска хочется вернуться с багажом. В этой статье рассказываем, как себя вести, если ваши вещи пропали при перелёте, и когда их вернут. 

background
background
А в соцсетях-то самая мякотка, вы чего до сих пор не подписались?

Что делать, если багаж не прилетел

что делать, если багаж не прилетел

Это случилось: все пассажиры забрали свои вещи, а ваш чемодан так и не объявился. Главное — не впадать в панику. Вот алгоритм действий:

  1. Не покидайте зону выдачи багажа. Если вашей сумки нигде нет, не торопитесь выходить, ведь все вопросы по потерянным чемоданам решаются именно здесь. 
  2. Подойдите к стойке «Розыск багажа» или Lost and Found (ещё может называться Lost Luggage или Baggage Claim). Обычно она жёлтого цвета, чтобы её было легче увидеть издалека. 
  3. Объясните ситуацию и заполните заявление о потере багажа. Бланк вам выдаст сотрудник стойки. В форме PIR (Property Irregularity Report) необходимо указать свои личные данные и контакты, номер рейса и багажной бирки (её приклеивают на посадочный талон), дату вылета, описание чемодана и адрес, куда привезти вещи. За рубежом заявление пишут на английском языке. Документ заполняют в двух экземплярах: один останется на стойке, другой — у пассажира. Тем, кто прилетел международным рейсом, дополнительно придётся оформить таможенную декларацию на потерянный чемодан, а также указать его вес (данные можно найти на бирке). Если этого не сделать, то сумку впоследствии получится забрать только с оплатой пошлины, потому что она прибыла в страну отдельно от пассажира.   
  4. Уточните, как отслеживать багаж. Обычно проверять статус потерянного чемодана предлагают через сервисы «Bags Поиск» для российских или WorldTracer для международных перелётов. Также информацию иногда размещают на сайте авиакомпании. Спросите у сотрудника, какие именно данные вам понадобятся для отслеживания чемодана. 
  5. Проходите через красный коридор, если прилетели из другой страны. Это нужно, чтобы таможенник поставил печать на заполненную вами декларацию на потерянный багаж.
  6. Сохраняйте все бумаги. Ни в коем случае не выкидывайте заявление, акт, посадочный талон с багажной биркой. Если чемодан так и не привезут, всё это пригодится, чтобы предъявить официальную претензию авиакомпании.

Что делать, если авиакомпания потеряла багаж

Чтобы найти чемодан и вернуть его хозяину, у перевозчиков, как правило, уходит 24-48 часов. Реже это занимает до пяти дней. 

Если багаж не нашли в течение 21 календарного дня, то его объявляют утерянным или украденным. После этого пассажир вправе потребовать компенсацию с авиакомпании. Причём сделать это могут даже те, кто покупал билеты без страховки своих вещей.

Ситуация, в которой перевозчик несёт ответственность за утрату или порчу багажа, регулируется официальными документами: в РФ это статья 118 Воздушного кодекса, за рубежом — Монреальская или Варшавская конвенция. Перевозчики стран Евросоюза, Турции, ОАЭ, Канады, США, а также России (для международных рейсов) придерживаются правил первой.  

По любым вопросам, связанным с багажом и не только, вы можете обратиться к специалистам поддержки Авиасейлс.

Как получить компенсацию за потерю багажа

После того как багаж объявят утерянным, вам нужно будет отправить в авиакомпанию заявление-претензию. Его пишут в свободной форме, указав следующую информацию:

  • ФИО пассажира;
  • данные о полёте (номер и дату рейса, маршрут, название авиакомпании);
  • суть претензии и на основании чего она составляется;
  • описание содержимого багажа;
  • сумму ущерба вместе с чеками. Подразумеваются траты на покупку вещей первой необходимости взамен тех, что были в потерянном чемодане. Это могут быть предметы личной гигиены, необходимые лекарственные препараты, одежда по сезону. 

По ссылке можно посмотреть пример заявления. Также нужно будет приложить оригинал формы PIR (её вы заполняли в зоне выдачи багажа), посадочный талон с багажной биркой и реквизиты банковского счёта, на который вам будут переводить компенсацию. Все документы следует передать в авиакомпанию. Сделать это можно заказным письмом, придя в офис перевозчика или через онлайн-форму на сайте, если она есть. 

Срок подачи претензии — до шести месяцев со дня признания багажа пропавшим для внутренних рейсов, до двух лет с момента полёта — для международных рейсов.

Сколько платят за потерю багажа

shutterstock_2433050271.jpg

Размер компенсации ограничен. В России обычно платят 600 рублей за килограмм потерянного багажа. Например, тот, кто остался без чемодана весом 20 килограммов, получит в итоге 12 000 рублей. Если вы перевозили в сумке что-то дорогостоящее (технику, дизайнерскую одежду и так далее), то на стойке «Розыск багажа» можно объявить ценность вещей: назвать сумму или приложить чеки, если есть. Тем самым вы попытаетесь добиться более высокой компенсации от перевозчика. Но учтите, что эта услуга платная: 10% от объявленной стоимости.

За границей всё рассчитывают на основании Монреальской или Варшавской конвенции — с учётом страны, которой принадлежит авиакомпания:

  • В первом случае сумма компенсации зависит от условной единицы, которая называется специальными правами заимствования (СПЗ). По текущему курсу 1 СПЗ = 115 рублям. Окончательный размер определяет сама авиакомпания, учитывая стоимость вещей в чемодане. Максимальная выплата за потерянный багаж может быть не больше 1 000хСПЗ, то есть 115 000 рублей на одного пассажира. 

  • Если авиакомпания руководствуется Варшавской конвенцией, то ограничение составляет 17 СПЗ за каждый килограмм. То есть за потерянный чемодан весом в 10 килограммов можно получить 19 550 рублей. 

Помимо компенсации за потерю багажа перевозчик отдельно оплачивает расходы на товары первой необходимости: важно подготовить чеки. Учтите, что авиакомпания возместит средства только в том случае, если посчитает траты оправданными (например, на лекарства или средства личной гигиены). 

Какие правила есть у авиакомпаний при потере багажа

В этом блоке собрали информацию о российских и зарубежных перевозчиках и о том, как они разрешают ситуации с потерянными вещами пассажиров. 

Авиакомпания

Куда отправлять претензию

Размер компенсации

Сроки доставки пассажиру

«Аэрофлот»

В письменном виде через ближайшее представительство или по почте. Адрес: 141425, Московская обл., Химкинский р-н, Международное шоссе, 31.

Для перелётов по РФ — 600 руб. за каждый килограмм, для международных рейсов — до 1 000 СПЗ.

Для пассажиров бизнес-класса и держателей карты лояльности премиальных уровней — до 12 часов с момента, как багаж прибыл в аэропорт.

Для пассажиров эконом- и комфорт-класса — до 24 часов.

«Уральские авиалинии»

В письменном виде по адресу: 620025, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пер. Утренний, 1Г.

Для перелётов по РФ — 600 руб. за каждый килограмм, для международных рейсов — до 1 000 СПЗ.

Как можно быстрее. 

«Победа»

Через специальную форму либо по почте на адрес: 108811, г. Москва, пос. Московский, 22-й км. Киевского шоссе, 4/1.

Для перелётов по РФ — 600 руб. за каждый килограмм, для международных рейсов — до 1 000 СПЗ.

Не уточняется. 

S7 Airlines

На почту по адресу: 633104, Новосибирская обл., г. Обь, пр. Мозжерина, 10, АО «Авиакомпания «Сибирь», на имя генерального директора Мельхова Игоря Валерьевича. Либо через онлайн-форму в личном кабинете, если летели международным рейсом.

Для перелётов по РФ — 600 руб. за каждый килограмм, для международных рейсов — до 1 000 СПЗ.

Примерное время доставки багажа согласуют с пассажиром по телефону.

Turkish Airlines

Через онлайн-форму.

До 1 000 СПЗ. 

В кратчайшие сроки по указанному адресу — чаще всего до 24 часов. Если привезти чемодан по адресу не получается из-за таможенных правил, то он будет ждать владельца в аэропорту. 

Emirates

Авиакомпания обещает сама связаться для урегулирования вопросов по поводу компенсации. Уточнить подробности можно по телефону контактного центра.

70 дирхамов (1 500 рублей на октябрь 2025 года) за каждый килограмм потерянного багажа.

В течение четырёх часов после обнаружения багажа, если это не нарушает законы страны, в которой находится пассажир. Иначе нужно забрать вещи из аэропорта самостоятельно.

Куда отправлять претензию

В письменном виде через ближайшее представительство или по почте. Адрес: 141425, Московская обл., Химкинский р-н, Международное шоссе, 31.

Размер компенсации

Для перелётов по РФ — 600 руб. за каждый килограмм, для международных рейсов — до 1 000 СПЗ.

Сроки доставки пассажиру

Для пассажиров бизнес-класса и держателей карты лояльности премиальных уровней — до 12 часов с момента, как багаж прибыл в аэропорт.

Для пассажиров эконом- и комфорт-класса — до 24 часов.

Куда отправлять претензию

В письменном виде по адресу: 620025, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пер. Утренний, 1Г.

Размер компенсации

Для перелётов по РФ — 600 руб. за каждый килограмм, для международных рейсов — до 1 000 СПЗ.

Сроки доставки пассажиру

Как можно быстрее. 

Куда отправлять претензию

Через специальную форму либо по почте на адрес: 108811, г. Москва, пос. Московский, 22-й км. Киевского шоссе, 4/1.

Размер компенсации

Для перелётов по РФ — 600 руб. за каждый килограмм, для международных рейсов — до 1 000 СПЗ.

Сроки доставки пассажиру

Не уточняется. 

Куда отправлять претензию

На почту по адресу: 633104, Новосибирская обл., г. Обь, пр. Мозжерина, 10, АО «Авиакомпания «Сибирь», на имя генерального директора Мельхова Игоря Валерьевича. Либо через онлайн-форму в личном кабинете, если летели международным рейсом.

Размер компенсации

Для перелётов по РФ — 600 руб. за каждый килограмм, для международных рейсов — до 1 000 СПЗ.

Сроки доставки пассажиру

Примерное время доставки багажа согласуют с пассажиром по телефону.

Куда отправлять претензию

Размер компенсации

До 1 000 СПЗ. 

Сроки доставки пассажиру

В кратчайшие сроки по указанному адресу — чаще всего до 24 часов. Если привезти чемодан по адресу не получается из-за таможенных правил, то он будет ждать владельца в аэропорту. 

Куда отправлять претензию

Авиакомпания обещает сама связаться для урегулирования вопросов по поводу компенсации. Уточнить подробности можно по телефону контактного центра.

Размер компенсации

70 дирхамов (1 500 рублей на октябрь 2025 года) за каждый килограмм потерянного багажа.

Сроки доставки пассажиру

В течение четырёх часов после обнаружения багажа, если это не нарушает законы страны, в которой находится пассажир. Иначе нужно забрать вещи из аэропорта самостоятельно.

Обратите внимание: если вы отдельно приобрели страховку с опцией защиты багажа, то сумма компенсации может отличаться. Уточнить эту информацию стоит во время оформления билета. Получить обе выплаты от авиакомпании и от страховой нельзя: придётся выбрать что-то одно. Однако если сумма компенсации по страховке ниже, то перевозчик компенсирует разницу.

Почему может потеряться багаж

что делать, если ваш багаж потерялся

Вот самые распространённые причины:

  • Человеческий фактор. Например, сотрудники на стойке регистрации напечатали неправильную бирку. Или возникли неполадки при сортировке: персонал аэропорта иногда путает сумки, особенно в тех случаях, когда на них есть наклейки с предыдущих перелётов. Также другие пассажиры могли взять ваш багаж вместо своего, если чемоданы очень похожи по цвету и размеру.
  • Стыковки и пересадки. Чем меньше времени между рейсами, тем больше вероятность, что багаж могут просто не успеть перевезти. 
  • Потеря ярлыков. Такое случается крайне редко, но всё же: наклейка с данными просто отрывается от чемодана. И понадобится время, чтобы установить, чей это багаж и куда его направить.

Что делать, если забыли чемодан в самолёте или аэропорту

Если вы вышли из самолёта и поняли, что оставили в нём сумку или чемодан, то обратитесь к сотрудникам авиакомпании или в комнату невостребованного багажа. Не стоит переживать, что борт улетит с вашими вещами: после каждого рейса салон тщательно осматривают и передают забытую ручную кладь сотрудникам аэропорта. 

Иногда пассажиры оставляют багаж на ленту транспортёра или в аэропорту, а замечают пропажу только дома. В таком случае придётся вернуться и обратиться в стол находок. Постарайтесь сделать это как можно быстрее: за хранение багажа придётся заплатить отдельно. Стоимость везде разная. Например, в аэропорту Шереметьево первые сутки обойдутся в 600 рублей, каждый следующий день со второго — в 300 рублей. Хранится такой багаж обычно до трёх-шести месяцев. Чтобы узнать наверняка, находятся ли ваши вещи среди остальных находок, можно позвонить по телефону справочной службы аэропорта.

Получить чемодан, оставленный на международном рейсе, обычно может только тот, чьё имя указано на багажной бирке. 

Понадобятся загранпаспорт и посадочный талон. На внутренних перелётах по России забрать сумку получится у владельца либо его представителя по нотариальной доверенности. Надо будет показать копию паспорта пассажира и посадочного талона.  

Как не потерять багаж

shutterstock_2223627091.jpg
  • Снимайте старые наклейки и багажные бирки с чемодана после возвращения из путешествия, чтобы в следующий раз не путать сотрудников аэропорта.
  • Не покупайте билеты со слишком короткой стыковкой — до двух часов. В этом случае возрастает вероятность, что ваш багаж просто не успеют перевезти между самолётами.
  • Выбирайте чемоданы яркого цвета (например, жёлтого) или приобретите броский чехол. Так вы быстрее найдёте свои вещи на ленте. 

🎨 Автор иллюстрации к статье — Мария Соколова.

Ещё больше по теме
Больше полезного