Как пережить много часов в самолёте

20.12.2021
Читать 7 минут
Советы

Ночью лететь или днём? Какую компанию предпочесть, какое кресло выбрать? И что делать, если судоку закончились? Составили для вас гид по выживанию во время мучительно долгих перелётов.

Сделаем вид, что мы пресыщены старушкой-Европой, и не едем туда не потому, что не пускают, а потому, что не хочется. Тем более, что других вариантов, даже в короновирусные времена, достаточно. Можно полететь на Запад — в Мексику, Перу или Бразилию. Можно на Восток — в старый добрый Тай. Дело за малым — пережить девять, десять, а то и тринадцать часов в полете. 

Во сколько лететь?

Если у вас билет в бизнес-класс  гибкая шея и нервная система, можно выбрать ночной перелет и — вжух! — просто заснуть среди родных берез, а проснуться в экзотической стране. Тогда запаситесь надувной подушкой и — совет бывалых летунов — таблеткой мелатонина.

Мелатонин, который ещё порой называют «гормоном сна», вырабатывается у нас в ночные часы и, в числе прочего, управляет циклами сна. Поэтому его часто прописывают как средство, помогающее регулировать сон, при резкой смене часовых поясов. Конечно, есть противопоказания — поэтому проконсультироваться с врачом никогда не будет лишним. 

Стоит попробовать перевести часы, как только вы сели в самолет, и попытаться заснуть по ночному времени пункта назначения. Подсказать организму, что пора бы поспать именно сейчас, может тот самый мелатонин — но, кроме таблеток, поможет ваша обычная рутина. Может быть, вы пользуетесь какими-то косметическими средствами перед сном, или надеваете любимые носочки, или читаете очень скучную книгу — все средства хороши. Идеально начать перестраиваться за пару дней до полета. 

Однако, если сон в любом месте в любое время — не ваша сильная сторона, велик шанс промучаться несколько часов и приступить к отдыху с больной поясницей и красными от недосыпа глазами. В этом случае удобнее, конечно, лететь днём. Тем более когда ещё у вас будет время залпом проглотить несколько новинок кинопроката? 

Чем лететь? 

Перелет дольше трех часов — уже значительная часть путешествия, а если предстоит пересадка в каком-нибудь увлекательном аэропорту, то можно в принципе вообще больше никуда не ехать. Авиагурманы порой даже планируют следующую поездку в зависимости от того, куда летают их любимые авиакомпании. 

Конечно, размах люкса лучших авиакомпаний мира больше заметен в бизнес-классе и выше (у «Сингапурских авиалиний» или «Катара» есть не просто улучшенный эконом, бизнес-класс и первый класс, но и супермегагранпри класс — целый мини-номер на борту с двуспальной кроватью и обедами на фарфоровых тарелках), но и готовясь к поездке в экономе, тоже стоит изучить рейтинги и отзывы. Даже несколько дополнительных сантиметров между креслами, терпимая еда и дополнительные развлечения на борту могут значительно скрасить десять часов взаперти. 

Самый влиятельный рейтинг авиакомпаний — рейтинг Skytrax. Его составляют ежегодно на основе оценок экспертов и отзывов пассажиров, учитывая все, что только можно: техническое оснащение самолетов, уровень сервиса, безопасность и так «Скайтрэкс» пропустил пандемийный 2020-й, и свеженький рейтинг вышел как раз недавно, в октябре 2021 года. Естественно, к перечню оцениваемого добавились антиковидные меры. 

Итак, победителем 2021 года по версии Skytrax стали *напряженная пауза* Qatar Airways! Что, в общем, неудивительно, потому что «Катар» вместе с «Люфтганзой», «Сингапурскими авиалиниями» и другими «пятизвездочными» авиакомпаниями регулярно оказываются в первых строчках любых рейтингов. На этот раз пристально присматривались и к поведению авиакомпаний во время пандемии: как быстро лидеры индустрии успели приспособиться к новым условиям, прошли проверку на гигиену и антивирусную безопасность, расплатились с долгами и вернулись к регулярным перелетам. 

Медальки со звездами раздают не только авиакомпаниям, но и аэропортам, и бизнес-лаунджам. Оценивают продуманность перемещения между терминалами, дизайн, наличие магазинов, вай-фая, мест для посидеть, стоек информации и туалетов во всех стратегически важных местах, уровень профессионализма служащих, таможенников и полиции, а еще безопасность и гигиену. 

Сейчас, конечно, искушенный путешественник все это принимает как должное — даже СПА и капсулами для сна уже никого не удивишь. Поэтому владельцы пятизвездочных аэропортов все время пытаются придумать что-нибудь эдакое. Например, в Аэропорту Чанги в Сингапуре построили целый развлекательный центр: тут и четырехэтажный зимний сад с водопадом, и зеркальный лабиринт, и батут на высоте восьми метров над землей. В Международном аэропорту «Хамад” в Дохе устраивают выставки современного искусства. Сейчас там можно увидеть гигантского «Лампового медведя без названия» швейцарского художника Урса Фишера (того самого, который «Большая глина №4» напротив ГЭС-2 в Москве). Чтобы получить пять звезд, необязательно быть гигантским хабом. Например, медальку получил маленький, да удаленький аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону — за оригинальный дизайн, произведения искусства на казацкую тему и игровые зоны для детей. 

В общем, если вам выпало лететь через один из этих аэропортов , впору задуматься о том, чтобы выбрать пересадку подольше, а не покороче. Проблема одна — скорее всего, придется потратить много денег и на еду, и на развлечения, и тем более на ночлег в транзитной зоне. Например, если вы захотите прилечь в Международном аэропорту Дубая, притулиться на лавочке или кресле будет довольно сложно. Если вам не по карману отель (7000-8000 ₽ за три часа), остается только капсула для сна с кроватью и розеткой, но без душа (около 4000 ₽ за три часа). 

Зато если вы можете позволить себе бизнес-лаундж (обычно доступ в лаундж входит в стоимость билета в бизнес-класс или предоставляется по программе лояльности авиакомпании), все проблемы решены. Можно с комфортом принять душ, поесть, выпить, посмотреть телевизор и в некоторых аэропортах даже поспать. Предварительно можно выбрать самый стильный и удобный лаундж, чтобы потом не кусать локти.  

Где сидеть? 

Итак, билеты куплены, регистрируемся. Мы еще даже не добрались до сакраментального «рыба или курица?», а уже стоим перед нелегким выбором — место у окна или у прохода? В проход всегда можно вытянуть ноги, а ещё можно будет избежать неловкой ситуации каждый раз, когда вам захочется размяться или сходить в туалет. Плюсы места у окна: через вас не будут лазать соседи, а ещё в распоряжении есть собственная стенка, чтобы преклонить голову. А теперь лайфхак от знатоков: если, выбирая место при регистрации, вы видите, что на одном из задних рядов выкуплено всего одно место из трех (скажем, у окна), выбирайте противоположное на том же ряду (скажем, у прохода). С высокой долей вероятности кресло посередине никому уже не понадобится и будет свободно. А это означает отсутствие чужого локтя под боком и место для ног.

Не благодарите. 

Что брать с собой? 

А теперь о суровой реальности. Любой авиаперелет всегда означает сильные перегрузки. Поэтому, чтобы не вывалиться из самолета с опухшими ногами и болью в суставах, стоит соблюдать несколько нехитрых правил. 

Пейте воду. Благодаря кондиционерам в самолете очень, очень, ОЧЕНЬ сухой воздух, поэтому лучше избегать соленого, кофе и — увы! — алкоголя. Алкоголь вообще только добавляет нагрузки примерно на всё — на сердце и сосуды в первую очередь. То же самое с кофе и чаем, и даже томатный сок провинился: оказывается, перепады давления притупляют нашу способность распознавать вкусы, поэтому нам хочется, чтобы все было солонее. А соль лишний раз способствует обезвоживанию.

В общем, лучше запастись в аэропорту после прохождения контроля негазированной водой, а ещё полезнее взять с собой многоразовую бутылку для воды, чтобы не копить пластиковые бутылки. К тому же, у вас появится дополнительное развлечение — прогуляться до стюардессы и попросить наполнить свою бутылку. 

Самолетная еда тоже таит в себе множество опасностей. Стандартный обед в экономе — это разогретый углевод углеводыч, а в макаронах, булках, хлебе и т.д. воды как раз очень мало. У экипажа на долгих перелетах заготовлено что-то, чем можно откупиться от скучающего пассажира между кормлениями — но обычно это не очень симпатичный сэндвич из холодильника. Почти в любой авиакомпании можно заранее заказать себе какую-нибудь особую разновидность обеда: вегетарианскую, фруктовую, диетическую, кошерную. Но не факт, что это будет удобоваримо, так что на берегу можно запастись перекусом: нарезанные овощи и фрукты, орехи, всякие батончики. Речь о небольшой порции в ланчбоксе, а не о промышленных масштабах, потому что каждая страна накладывает свои ограничения. Если необходимо взять с собой колбасы или вонючего сыра, лучше тоже выяснить, какие правила на этот счет в стране прилета и у авиакомпании. Ну и капитан очевидность: в самолет нельзя проносить жидкое в упаковке больше 100 мл, не купленное в дьюти-фри — и неважно, куда вы летите. 

Чем заняться? 

Разминайтесь. Если не спите, лучше всего вставать погулять каждый час. Даже в условиях тесного эконома можно делать несложную зарядку: встать на носки, подняв руки вверх, потянуться, сделать пару наклонов — это поможет восстановить кровообращение. 

Создайте себе уют и подумайте заранее, чем будете заниматься на борту. Наверное, вам захочется разуться и надеть тёплые носки, или надоест смотреть блокбастеры, и потянет к книжке, или, чего доброго, к ноутбуку с работой. Не забудьте наушники и пауэрбанк. 

Вот, казалось бы, и вся премудрость. Но нет — напоследок два очень важных совета, которые можно прочитать в Интернете (спойлер: вы не хотели бы, чтобы такие советчики оказались с вами на одном рейсе). 

«Прислушайтесь к своему заду – какая половина устает быстрее? Выбирайте место у окна или у прохода, исходя из этой информации». 

«Засуньте как можно больше крупных предметов с острыми углами в карман кресла впереди сидящего пассажира, чтобы эта сволочь не смогла откинуться. Не забудьте положить себе на колени мягкую подушку». 

Всё запомнили? 

Тогда вот вам бонус — лайфхаки от сотрудников Авиасейлс

  • Обычная тряпочная маска на лицо — не будет сушить носоглотку.
  • Компрессионные гольфы — мастхэв, особенно на дальних перелётах.
  • Максимально свободная одежда. Смело переодевайтесь в шорты, к чёрту красоту, главное — комфорт.
  • Наушники с шумоподавлением! Желательно не громоздкие, чтобы не упирались в подголовник. Airpods pro отлично подходят.
  • Маленькая баночка увлажняющего крема или масла ши.
  • Капли для глаз. В самолёте сухой воздух и часа через четыре это начинает ощущаться.
  • Жвачка или карамелька для взлёта и посадки.
  • Фильмы/книги/ютьюб-шоу — всё заранее скачанное. Ещё полет — прекрасная возможность отсортировать фотки на переполненном телефоне.
  • Если есть возможность полететь куда-то Japan Airlines — летите ими, это кайф от и до.
Советы