Путешествие на осле по горам Марокко

28.12.2021
Читать 10 минут

Пошаговая инструкция.

Осторожно: в этом тексте описано, как бьют ослов.

Выбирая между походом с тяжёлым рюкзаком по горам и
путешествием на машине, в котором не тащить вещи на себе, можно, оказывается, найти промежуточный вариант. Во время любого путешествия по Африке вам повсюду будут попадаться покорные ослики с грустными глазами: местные перевозят на них грузы всех видов на десятки километров. И в Марокко мне наконец довелось совершить путешествие, о котором я мечтала с детства — поход по горам с собственным ослом. Читайте и учитесь на моих ошибках.

Как приобрести осла?

Главный совет: собираясь покупать осла в Африке, возьмите с собой для консультации местного жителя, который разбирается и в ослах, и в людях. Иначе рискуете остаться облапошенными, как мы.

Сначала мы собирались купить осла на ярмарке. Но в итоге всё случилось типичным африканским способом. Мы сказали знакомым, что ищем осла. Через день знакомые знакомых знакомых прислали нам сообщение на корявом французском, что осел ждёт нас в горной деревушке N. А мы, дескать, можем его забрать и напрямую отправиться в путь по окрестным горам.

Приехав в деревню, мы с любопытством начали рассматривать каждого встречного осла, мысленно примеряя себя на него. Только на привязанную у столба худенькую и грустную ослицу старались не смотреть: как чувствовали, что именно она предназначена для нас. Прибежавший продавец начал ослицу расхваливать. Она, мол, молодая и резвая, просто каши не ела. Говорит: «И ты, если есть не будешь, станешь такой же». Я попробовала сесть на ослицу верхом — она, и правда, зарысила как молодая кобылица (уже потом я поняла — это она как можно скорее поспешила домой).

Довольный продавец сказал: «Вот видишь, ей год всего — надо только откормить». Ну, помочь недокормленному молодому ослу — что может быть благороднее, решили мы. Обошлась она нам в 400 дирхам — примерно 3500 рублей (как нам потом сказали, это нормальная цена за неплохого молодого осла в этом регионе).

Но довольно скоро мы обнаружили, что если насчет недокормленности продавец нас точно не обманул, а то насчет возраста он несколько слукавил. Кокетливо спрашивая у местных, какой возраст они дадут нашей ослице, мы получали ответы в диапазоне от 10 до 30 лет. А скорость осла заставляла подумать, что правда находится ближе к
тридцатилетней границе разброса.

Как управлять ослом?

—Тррр-трррр-трррр

—Толкай, толкай!! 

—А ты тяни!

—Ррра, рррра, ррррра!

Под такие диалоги начинался каждый новый день. Опыт запуска осла и управления им дался нам нелегко. Однако постепенно мы прошли школу ословождения, взяв несколько уроков у местных жителей. Расскажу по порядку, из каких тем состоял этот уникальный курс.

Урок 1. Ослу не нужен поводок

Весь первый день мы водили осла на верёвочке, боясь, что либо он убежит вместе с нашими рюкзаками, либо не будет идти, если за верёвочку не тянуть. Ощущение, надо сказать, приятное: чувствуешь себя полноценным хозяином.

Но когда утром второго дня местные бабушки увидели наш променад с ослом на поводочке, они начали кудахтать и смеяться. А потом, не выдержав этого зрелища, решили преподать нам урок. Отряд из бабушек перегрузил наши вечно падающие рюкзаки, зацепил поводья за седло, пнул осла под зад и — чудо! — тот пошел самостоятельно, как заведённая машинка.

Оказалось, если правильно запустить осла, он приличный отрезок пути движется по прямой без приложения дополнительной силы. Тем не менее, довольно скоро обнаружилось, что иногда приложение силы всё-таки необходимо…

Урок 2. Волшебные слова

Почти каждый встречный житель горных деревушек, через которые мы проходили, старался помочь нам немного ускориться. После нескольких таких встреч мы поняли, что для управления ослом «слова нужно знать волшебные».

Слово на первый взгляд простое — «рррра», но на деле пользоваться им оказалось совсем не легко. Когда оно звучало из уст местного, скорость осла увеличивалась примерно в два раза. Но из наших уст «рррра» выходило жалким. Осел только делал вид, что немного припускает, и через две минуты возвращался к исходной неторопливости.

Дело, я думаю, в уверенной деревенской интонации и гортанном
арабском Р, на который мое русское горло оказалось неспособно. Местные жители, слыша наши отчаянные «ррра», только посмеивались и начинали советовать более эффективные средства ускорения.

Урок 3. Можно пригрозить

Все, кто рос во дворе, знают, что когда слова не срабатывают, приходится пускать в ход кулаки. Мне такой подход очень не близок, но опытным ословладельцам представляется единственным возможным.

Когда один сердобольный старенький пастушок увидел, как мы пытаемся запихнуть осла на гору криками «ррра», он сжалился и вручил нам гигантскую пастушечью палку. От дара мы отказаться не могли, но применять его по предполагаемому назначению не хотели. Поэтому поначалу решили использовать палку как посох.

На удивление, даже такое применение инструмента заставило осла немного прибавить шагу. Сразу было видно, что инструмент ему хорошо знаком.

Более того, оказалось, что палку можно применять как поворотник: если махнуть ею у глаз осла, он поворачивает в противоположную от палки сторону. Очередное открытие сильно облегчило нам жизнь: до этого осла приходилось поворачивать вручную, то есть буквально руками переставлять на 90 градусов в нужную сторону. 

Урок 4.  Гуманное использование негуманных методов

Где-то на четвертый день нашего похода началась непогода. Тучи
собирались такие, что палатка рисковала не выдержать напора, и мы очень надеялись найти ночлег у кого-то из местных. По счастью, посреди чистого поля мы встретили пятнадцатилетнего мальчишку-пастуха. Он сам предложил провести нас к его семейной хижине до начала дождя. Но пройдя с нами пять минут, пастух понял, что такими темпами мы явно не дойдем до дома в нужное время, и решил взять дело в свои руки.

И вот тут-то мы увидели настоящее искусство управления ослом. Взяв посох, без лишних усилий и лишних телодвижений он начал мягко постукивать ослика по крупу, напевно приговаривая магическое «ррра-рррра-ррра». Осел пошел как заведённый!

Беспрекословно, с грациозностью лани наша старушка перепрыгивала камни, через которые обычно мы ее переносили на руках, перешагивала ручьи и вообще вела себя как здоровое молодое послушное животное. Мы еле поспевали за ней!

Одним постукиванием пастушку удавалось поворачивать осла в разные стороны, задавать нужное направление и регулировать скорость. При этом делал он это так нежно, что было видно — ослу не больно. Зрелище нас вдохновило, и мы решили расширить сферу применения подаренной нам палки. Искусности юного пастушка мы, разумеется, не достигли, но в целом технику нежного подталкивания освоили почти успешно.

Урок 5. Негуманные методы

Опустившись до того, чтобы использовать палку для управления
ослом, мы уже были готовы к усвоению основной темы курса. Тема эта обширна, так как негуманные методы разнообразны, как и инструменты для их реализации. Палкой можно бить по крупу и шее. Пальмовой веткой — очень действенно хлестать. Поводья можно затянуть и зацепить за седло так, что ослу будет больно опускать голову, и он не будет лишний раз останавливаться , чтобы поесть траву. 

С раскаянием должна признаться, что и мы в минуты отчаяния переставали гнушаться подобными методами, которые изнеженному городскому сознанию представляются варварскими.

Тем не менее, успешно освоив весь курс ословождения, мы, как это часто бывает в нашей системе образования, решили забыть всё, чему нас учили, и, уже сознательно и с уверенностью в своей правоте, вернулись к тому, с чего начинали. Без попытки ускориться мы решили следовать за естественным медитативным темпом нашей пожилой ослицы, иногда проводя ее по самым тяжёлым местам на поводочке.

Способ, быть может, допотопный и малоэффективный, на смех деревенским жителям — зато наиболее комфортный для всех участников нашего дурацкого променада.

Как расстаться с ослом?

Так, нежно и неспешно, мы пропутешествовали целый
месяц. Прошли около 200 километров по марокканским горам, ночевали в палатке или в пастушеских хижинах. Изначально мы собирались продолжить путь с нашей неторопливой спутницей вплоть до границы с Мавританией, а там продать ее на ярмарке с наценкой, как «ослицу-путешественницу». Однако в итоге наши отношения с ослом закончились раньше, чем мы планировали, и вот почему.

С самого начала я чувствовала вину и думала, как сделать ослицу счастливее. Мы следили, сколько она ест и пьет, старались понять, не трёт ли ей седло. Когда чувствовали, что она устала, брали вещи на себя. Когда она боялась ступать в воду, перетаскивали ее почти на руках.

И все же шла она все хуже и хуже, седло ей терло, пить не хотела, глаза были грустные. Собственно, за две недели обсуждения нашего осла со всеми встречными, стало понятно, что продали нам недокормленную и усталую старушку. И вдруг мы резко осознали, что не готовы ее больше третировать, и что счастье для осла, как и для нас — в еде, свободе и коммуникации с себе подобными.

На том месте, где все эти компоненты счастья совпали — прекрасном горном озере, рядом с которым паслись полудикие ослы — мы оставили ослицу на ночь без привязи, и утром её рядом с нами уже не было.

Как ни грустно расставаться, я уверена, что нашему ослу сейчас хорошо. А мы спрятали седло и упряжь в кустах, угостили остатками овса пасущегося неподалеку осленка, взвалили рюкзаки на себя и продолжили наш путь.