Александр Чебан: Постой, паровоз! Заброшенные вокзалы от Никарагуа до России...

Александр Чебан: Постой, паровоз! Заброшенные вокзалы от Никарагуа до России...

Александр Носов
26 февраля 2013

В то время как в Европе стремительно развиваются железные дороги, в Латинской и Центральной Америках люди пересели с поездов в автобусы. Представьте себе рейс Буэнос-Айрес - Лима, 72 часа или трое (!) суток в пути! И это реальность. Огромные автобусные терминалы на 100-200 посадочных платформ в латиноамериканских мегаполисах. Альтернатива - только авиаперелет, которые в этом регионе стоят недешево и лоукостов тут нет, а ведь насколько приятнее было бы перемещаться на скоростном современном поезде… Но поездов тут больше нет. Третий по величине город Никарагуа - Гранада является старейшим городом Центральной Америки. В 1886 году на железнодорожный вокзал в Гранаде прибыл первый поезд. Но в начале XX века станция пришла в запустение, да и само железнодорожное полотно разобрали.

В 2008м году я побывал в Кировске Мурманской области, одним из обязательных объектов для посещения стала заброшенная железнодорожная станция. В Гранаде и Кировске построили очень интересные вокзалы, которые по тем или иным причинам пришли в упадок. Но если в Никарагуа из старого вокзала сделали "конфетку" для туристов и фанатов поездов, то в России заброшенный вокзал стал местом "сталкеровского" туризма.

02-station_14

Вокал в Гранаде, Никарагуа:

03-granadatrain_01 04-granadatrain_02 05-granadatrain_18

Станция внутри:

06-granadatrain_03 07-granadatrain_04 08-granadatrain_06

Тут остался паровоз и несколько вагонов, которые восстановили и оставили как экспонаты:

09-granadatrain_05 10-granadatrain_10 11-granadatrain_07 12-granadatrain_09 13-granadatrain_08

Если кто-то сможет прокомментировать, что это за паровоз, будет хорошо:

14-granadatrain_11 15-granadatrain_13 16-granadatrain_14 17-granadatrain_15 18-granadatrain_16 19-granadatrain_17 20-granadatrain_18

А само здание вокзала потрясающе красивое:

21-granadatrain_19

Станционный смотритель:

22-granadatrain_21 23-granadatrain_22

Заброшенный железнодорожный вокзал в Кировске.

После открытия на плато Расвумчорр месторождения апатита у подножия Хибинских гор возник рабочий поселок по добыче апатит-нефелиновых руд. С 1929 года происходит стремительное развитие района – строятся одновременно и комбинат, и дороги, и город. Ударными темпами протягивается и железнодорожная ветка. С 1931 года Кировск (на тот момент Хибиногорск) получил статус города. А в 1934 году началось строительство самого примечательного здания Кировска - пассажирского железнодорожного вокзала. Огромное здание в стиле помпезной «сталинской» архитектуры, просторные залы, высокие потолки... Снаружи – гранитная облицовка, изнутри – мраморные колонны и стены, бронзовые люстры, центральный зал украшала репродукция картины Айвазовского «9-й вал».

24-station_13 25-station_16Задуманная по проекту роскошь и новейшее по тому времени оснащение вокзала требовали значительных финансовых вложений, и в процессе строительства отпускались дополнительные средства. Наконец, в 1939 году состоялось открытие вокзала, сразу ставшего украшением и достопримечательностью Кировска. Известно несколько версий появления ТАКОГО вокзала в небольшом городке. По одной из них вокзал был построен к всемирному конгрессу горняков, который предполагалось провести в Хибинах, по другой планировалось связать Кировск железнодорожным сообщением непосредственно с Мурманском, минуя Апатиты, преодолев Хибинские горы через тоннель. Но самая распространенная версия об ошибке чиновников. Якобы проектировался этот вокзал для другого Советского города с созвучным однокоренным названием – возможно, для Кировска Ленинградской области или для Кирова или… Как бы то ни было несколько десятилетий стояло величественное, похожее на дворец здание на тупиковой ветке, на фоне возвышающихся гор. До конца девяностых годов вокзал функционировал, из Апатит ходили электрички. Работали все вокзальные службы: кассы, камеры хранения, гостиница, киоски, ресторан, который пользовался популярностью не только у приезжих, но и у кировчан. Но, наверное, не рентабельным было содержание такого вокзала в современных условиях. В 1996 году прекратилось движение поездов, все более-менее ценное было демонтировано и вывезено, а что-то утрачено. Сейчас вокзал производит удручающее впечатление...

26-station_17 27-station_18

Уже отживший свое интернет-мем:

28-station_19

29-station_20 30-station_21

Для полноты впечатлений мы прогулялись в заброшенные цеха комбината АНОФ-1. Первая очередь апатит-нефелиновой обогатительной фабрики работала практически с основания города и закончила свой трудовой путь в середине 90-х в связи с моральным и физическим износом.

31-station_23 32-station_24 33-station_25

Впрочем, продолжение жизни вполне возможно…

В Кировске мы использовали его как отличное местно для урбан-фрирайда :)

34-station_27 35-station_28

А в Гранаде напротив вокзала построена тематическая детская площадка для никарагуанских ребятишек, которые, никогда в жизни не ездили на поезде:

36-granadatrain_20

Оригинал сообщения: http://alexcheban.livejournal.com/116551.html

Начните ваше путешествие сейчас