Прокат велосипедов и самокатов в Европе: о чём нужно знать

Прокат велосипедов и самокатов в Европе: о чём нужно знать

Велосипед в Европе давно стал альтернативой общественному транспорту и даже личному автомобилю. Это удобно: километры велодорожек, лояльные водители, никаких пробок. В последнее время «на пятки» велосипедам наступают электросамокаты. Прокатные сервисы растут как на дрожжах. 

Арендовать железного коня довольно легко. Особенности проката могут несущественно отличаться от страны к стране, но в целом процедура довольно стандартная. В первый раз нужно потратить немного времени на регистрацию, затем весь процесс займёт от силы минуту. Во многих городах местные предпочитают не покупать, а именно арендовать байк. Не нужно думать, где его хранить и как ухаживать.

Существует два основных варианта проката: через автоматизированную систему либо в частном прокатном сервисе. Иногда велосипеды сдают в отелях и хостелах. 

Как взять велосипед или электросамокат с городской автоматизированной парковки 

Это самый популярный вариант для передвижения в пределах города. И понятно почему:

Преимущества городских велопарковок
  • простой процесс регистрации и ещё более простой процесс самой аренды;
  • возможность брать байк в одном месте, а сдавать в другом;
  • большое количество велопарковок;
  • круглосуточная аренда;
  • для залога не нужны документы и наличка;
  • удобно арендовать байк даже на полчаса и меньше;
  • во многих городах есть возможность бесплатного проката;
  • ещё одно неочевидное преимущество — для тех, кто не очень хорошо знает английский — не нужно ни с кем общаться. 

Велосипед с парковки можно взять либо через специальный терминал, установленный там же, либо через приложение. На каждом велосипеде написано, какой именно сервис его предоставляет. В Париже популярен Vélib’, в Берлине Call a Bike, в Амстердаме Mac Bike, Bike City, Star Bikes.

Перед первым использованием сервиса нужно зарегистрироваться (в терминале на парковке, на сайте или в приложении). Для этого введите рабочий номер телефона, а затем полученный код подтверждения. Также понадобится добавить данные банковской карты (с неё сервис зарезервирует депозит и будет снимать деньги за аренду).

  • Для регистрации подойдёт любой телефонный номер, не обязательно той страны, в которой находитесь. Но у некоторых сервисов бывают ограничения для заграничных номеров (Польша, Китай), например, доступны не все тарифы. 
  • Некоторые сервисы блокируют залог (обычно до 150 €), поэтому нужно, чтобы на карте были деньги. Эти деньги не снимаются, а именно резервируются на случай, если кто-то решит не возвращать велосипед. 

Дальше следуйте инструкциям терминала или приложения. 

Стандартный процесс аренды выглядит так
  1. Выбираете тариф (дневной, недельный, годовой).
  2. Придумываете и вводите пин-код (не забудьте его).
  3. Система предупреждает вас, что будет заблокирован депозит и указывает его размер.
  4. Получаете талон (не выбрасывайте в течение срока аренды) или специальный код для разблокировки.
  5. Дальше в любом терминале в течение всего срока действия тарифа вводите номер, указанный на талоне, и выбираете на экране номер велосипеда, который хотите взять. Всё, идёте и берёте выбранный байк (может понадобиться нажать кнопку на велостойке или самом велосипеде).
  6. Перед поездкой проверьте техническое состояние велосипеда, отрегулируйте высоту сиденья по росту, попробуйте использовать звонок. Если тормоза работают, шины не спущены, рама не деформирована, сиденье нормально фиксируется и видимых поломок нет, можно ехать. Заметили повреждения? Их нужно указать в терминале или приложении, а затем взять другой велосипед.

Если на велосипеде есть QR-код, то весь процесс сводится к сканированию этого кода через приложение. Дальше нажимаете «Старт», разблокируете велосипед и едете. Следите только, чтобы телефон был заряжен и на нём работал интернет, чтобы вернуть велосипед.

В конце поездки обязательно проверяйте, чтобы замок закрылся и поездка была отмечена как завершённая.

  • Найти ближайшую велопарковку можно на карте в приложении или в терминале. Там же доступна другая информация, например, свободна ли парковка и сколько велосипедов на ней. В «велосипедных» городах типа Амстердама или Парижа в обед многие парковки заняты.
  • При аренде на целый день или несколько дней, внимательно читайте условия, когда именно нужно возвращать байк на парковку. Иногда даётся не больше 12 часов, иногда — сутки или двое. Если вы не поставите велосипед до этого времени, с вас могут списать сумму депозита. На следующий день снова берёте велосипед и катаетесь. В любом случае его удобно ставить на парковку, а затем брать новый, не беспокоясь о поломках и кражах.

Принцип аренды электросамоката похож на аренду обычного велосипеда, с тем отличием, что самокаты во многих городах даже не имеют специальных парковок и терминалов, а стоят прямо на улице. После регистрации в приложении просто сканируете QR-код и едете. Оставить самокат тоже можно в любом месте, кроме труднодоступных, где совсем нет людей (приложение сообщит об этом).  

Ездить довольно легко, никаких специальных навыков не требуется. Нужно зажать кнопку на руле, немного оттолкнуться, дальше самокат едет сам.

  • Если экономите мегабайты в роуминге, лучше заранее установить несколько приложений популярных сервисов. В Европе это американские Lime и Bird и местные Circ, Voi и Tier. На время движения можно отключить передачу мобильных данных. Главное, чтобы интернет работал в момент возврата.
  • В приложении на карте видны все доступные самокаты вокруг вас.

Этим летом возле хостела в Берлине у меня каждое утро стоял хотя бы один электросамокат. Учитывая стоимость проезда в берлинском метро (2.80 €), самокат стал не только развлечением, но и прекрасным альтернативным средством передвижения. Не могу сказать, что всегда получалось добраться дешевле (обычно получалось), но кататься приятно и успеваешь осмотреться вокруг пока едешь. 

Где-то между обычными велосипедами и электросамокатами стоят электровелосипеды. Есть они и у некоторых прокатчиков обычных велосипедов, и у самокатных сервисов. Со временем их будет становиться только больше.

В туристических городах часто проводят велосипедные экскурсии. Узнайте о такой в месте, куда направляетесь. Бывает очень интересно. Также можно поискать экскурсии на сигвеях (персональный городской электротранспорт с ручкой и двумя колёсами, расположенными по обе стороны от водителя).

Частные пункты проката

Велосипед напрокат можно взять и в «классическом» прокатном пункте. Они бывают либо отдельные (и часто сдают не только велосипеды, но и другое спортивное оборудование), либо при веломагазинах. Также могут быть локальными (некоторых нет даже на Google Картах) и сетевыми. 

В прокатном сервисе можно взять не только обычные городские байки, но и шоссейные или горные. Также тут можно взять шлем, перчатки и другое оборудование. 

Аренда в прокатном сервисе, как правило, дороже. Некоторые сервисы (особенно сетевые) дают скидку до 10% при предварительном бронировании через сайт (проверьте перед поездкой). 

Для того чтобы взять байк, понадобится удостоверение личности (паспорт или права) и залог. Если берёте велосипеды на нескольких человек, одного удостоверения личности обычно достаточно. Сумма залога в разных странах и компаниях отличается, но в целом «адекватной» можно считать сумму в 50150 € за один городской велосипед. Её могут заблокировать на карте, но лучше иметь кэш. Как минимум не придётся оставлять все платёжные данные (включая CVV/CVC код). 

Залог за велосипед иногда бывает просто диким. К примеру, этим летом мы пытались взять велосипеды в Ницце, но 450 € залога за один убитый байк (то есть 900 € на двоих) охладили наш пыл. Тут смущает даже не размер залога, а его адекватность, вернее, неадекватность тому, что я получаю и что должен буду возместить в случае проблем.
Тимур Тараунех
Много путешествует, часто пользуется велопрокатом

В некоторых странах вместо денежного залога подходит документ с фотографией. В других, например, в Португалии или на Кипре, могут вообще не брать залог. 

Перед поездкой осмотрите шины, проверьте исправность тормозов, звонка и замка. Узнайте, кто и сколько будет платить в случае поломки, есть ли страховка. Также уточните, сколько вы должны будете заплатить, если опоздаете с возвратом велосипеда (может оказаться как 5, так и 50 €).

Помните, что вся ответственность за сохранность байка ложится на вас. Нужно заботиться о том, где и как его припарковать, чтобы не украли. Поэтому, если есть такая возможность, оформляйте страховку.

Вообще, вопрос велосипедных краж очень зависит от страны и даже города. Ходит шутка, что если в Амстердаме на оживлённой улице крикнуть «Эй, это мой байк!», пара десятков человек бросит велики и начнёт убегать.  

В Женеве у меня за какие-то секунды украли перчатки: остановился перекусить в «Маке», положил их рядом с собой на землю, наклонился, чтобы пристегнуть велосипед. Поднял голову — перчаток уже нет. Хотел сэкономить на еде в недешёвой Швейцарии. Сэкономил.

Вообще, чем больше город, тем больше вероятность, что велик могут украсть. В той же Швейцарии на горнолыжных курортах таких проблем вообще нет. Однажды мы с девушкой взяли два горных велосипеда (достаточно дорогих) и планировали вернуться поздно вечером. Магазин, где мы их брали, к тому времени уже закрывался. Парень в прокате сказал: «Окей, когда вернётесь, просто пристегните их к парковке возле входа». А ещё крутые горные велосипеды стоили там всего на 5 франков дороже, чем обычные.

Тимур Тараунех

Велосипед можно вернуть только в том месте, где вы его брали. Иногда, если сервис сетевой, можно договориться о возврате в другом пункте сети.

Часто собственные пункты велопроката бывают в отелях и хостелах. Если вы постоялец, депозит, скорее всего, не понадобится. Бывает даже, что велосипед можно взять бесплатно. Посмотрите заранее, есть ли такая услуга у выбранного отеля и нужно ли бронировать байк заранее. 

Сколько стоит

Стоимость проката зависит от страны, города и конкретного сервиса. В среднем это 1–3 € в день и 7–10 € в неделю (иногда даже в месяц) при прокате велосипедов с автоматизированных парковок либо в муниципальных прокатных сервисах.

Во многих странах, например, во Франции, аренда до получаса бесплатна. Парковок много, так что можно каждые полчаса брать новый велосипед и кататься бесплатно хоть весь день. Многие парижане не имеют своих велосипедов, потому что арендованным пользоваться удобнее: взял, доехал куда нужно, поставил и забыл об обслуживании или угоне. В Цюрихе велосипед можно взять бесплатно на целый день. Так что проверяйте свой город перед поездкой, возможно, удастся сэкономить на транспорте.

Прокат велосипедов в частном пункте проката, как правило, дороже: 5–15 € в день, и 10–65 € в неделю. Дополнительно может оплачиваться страховка — 2–3 € в сутки.

Для электровелосипедов и электросамокатов самый распространённый тариф — 1 € за разблокировку и затем 15 центов за каждую последующую минуту (9 € в час).  

Я брал велосипед в Мельбурне на неделю, когда ездил на Формулу 1. Стоило это 7 австралийских долларов (около 4.5 € — ред.). Велосипед в отличном состоянии. Правда, по условиям тарифа, приходилось ездить до получаса, затем ставить байк, затем брать другой. Но с таким количеством парковок это не проблема. Обычно я беру спортивные велосипеды, они стоят дороже. Но уверен, в других странах тоже есть такие же дешёвые тарифы на обычный ситибайк.
Тимур Тараунех

Безопасность и штрафы

  • Главное то, что в странах с развитым велосипедным движением велосипедист считается полноценным участником дорожного движения и от него ждут соблюдения правил.
  • За езду по тротуару и на красный свет велосипедиста с большой вероятностью оштрафуют. Ездить нужно по велодорожкам или по проезжей части.
  • На электросамокатах пока ездят и по тротуарам тоже, но лучше поискать велосипедную дорожку, которых достаточно.
  • Нельзя ездить, не держась за руль. В Германии, например, за это предусмотрены штрафы.
  • То же самое с разговорами по телефону во время езды. 
  • В некоторых странах, например, в Австралии или Великобритании, запрещено ездить без шлема. Обычно в таких странах шлемы пристёгнуты к велосипеду на парковке. Вообще, если есть возможность, всегда берите шлем. В любую поездку за город нужно ехать исключительно в шлеме. 

В пятницу вечером, когда я в очередной раз брал самокат в Берлине, приложение спросило меня, не пил ли я, и порекомендовало отказаться от поездки, если пил. В том же Берлине не раз видел, как на одном самокате едут два человека. Ещё приложение говорит, что вы должны быть в шлеме, но все ездят без шлема. И взять его, по сути, неоткуда, если ты просто турист и хочешь проехать из пункта А в пункт Б.

Автор: Yulian Minsky

Комментарии
Скрыть комментарии