Поясним за новости: ФСБ сможет отменять авиарейсы, но это обсуждается

Поясним за новости: ФСБ сможет отменять авиарейсы, но это обсуждается

В России планируют ввести новый порядок допуска авиакомпаний к международным полётам. Если говорить прямо, то Федеральная служба безопасности сможет отменить любой международный рейс в случае «угрозы безопасности РФ». Проект постановления правительства сейчас находится на стадии публичных обсуждений и может вступить в силу в 2020 году.

Как это будет выглядеть

За 30 минут до полёта авиакомпании должны будут передать Росавиации определённые данные (среди которых будут и персональные). А ещё количество и национальность членов экипажа и пассажиров, наименование груза, график полёта с указанием пунктов посадок, пунктов и расчётного времени входа-выхода из воздушного пространства России и других государств.

Если авиакомпания не будет предоставлять информацию, то при повторном нарушении Росавиация на месяц приостановит её разрешение на международные полёты. Если перевозчик допускает три нарушения и более, то теряет разрешение на год. Это значит, что все международные рейсы компании будут заблокированы.

Комментарий эксперта

Остаётся непонятной сама формулировка «угроза безопасности», которая может подразумевать что угодно. Получается, отменить полёт могут в любой момент? Это Минтранс пока не уточняет. И почему наши данные должны передаваться третьим лицам? 

Юрист
Степан Коростелёв

Это не означает, что ФСБ сможет остановить любой рейс в любой момент, как им вздумается. Текст самого проекта нормативного акта пока не опубликован, но если отталкиваться от доступной информации, то Минтранс предлагает закрепить полномочие Росавиации запрещать авиакомпании международные пассажирские перевозки. Если она (авиакомпания) нарушила правила, конечно.

Запретить той или иной авиакомпании вылет за рубеж можно будет только в случае повторного отказа предоставить информацию. А право на отмену любых рейсов за границу для ФСБ появится только в контексте угрозы безопасности России.

Что касается передачи информации о пассажирах, то по действующему законодательству авиакомпании обязаны предоставить персональные данные органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Это закреплено в Федеральных авиационных правилах. В любом другом случае передача персональных данных пассажиров не допускается. Теперь же Минтранс хочет, чтобы оператором данных о пассажирах была в первую очередь Росавиация.

А в этом случае ФСБ сможет получить все необходимые данные через Росавиацию. Если подумать, что наступила угроза стране, то действовать надо быстро. Зачем службе безопасности тратить время и запрашивать информацию напрямую у каждой авиакомпании? А так — позвонили в Росавиацию и всё получили.

Мы будем смотреть, как пойдут дела дальше. Если новые правила примут и выпустят соответствующие документы, мы обязательно об этом расскажем.

Комментарии
Скрыть комментарии