Как уходят на пенсию самолёты и где полетать на советских раритетах


Авиакомпания «Алроса» провела последний гражданский рейс на Ту-154. Раритетных бортов в России становится всё меньше — дороговато обслуживать, да и современным нормативам они редко соответствуют. Мы разобрались, какие из них до сих пор летают и как на них попасть.

Ту-134 и Ту-154

С начала 1960-х в России выпустили почти две тысячи Ту-134 и Ту-154, но до сегодняшнего дня из них дожили немногие. Большинство порезали на металлолом, остальные находятся на хранении. Самолёт «Алросы» в России приземлился последним — 28 октября он прилетел в Новосибирск из якутского аэропорта Мирный. 

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Siberian_Technician (@siberian_technician)

Теоретически в небо может подняться 21 борт, но только президент Кыргызстана готов полетать на Ту-154 — «полтиннике». Самолёт кыргызского главы ещё в 2018 году был признан устаревшим, но на новый у страны пока денег нет.

Ещё два лайнера принадлежат северокорейской Air Koryo. До закрытия границ они иногда летали между Пхеньяном и Владивостоком. Кстати, если очень хочется стать пассажиром советского раритета — после открытия границ добро пожаловать в Северную Корею. В авиапарках этой страны только наши самолёты, отечественные.

Среди владельцев действующих «тушек» замечены китайская и казахская армия, одна машина принадлежит иранским испытателям. А ещё три «полтинника» у Специального лётного отряда «Россия», ими пользуются силовики и пограничники. 

Ту-134 повезло меньше. До 2017 года в России он был занят только на регулярных перелётах «Ижавиа». Сейчас борт используется учёными из СибНИА имени Чаплыгина и РКК «Энергия», а ещё авиакомпанией «Космос» для частных перевозок — кстати, каждый желающий может заказать во Внуково круговой рейс.

За рубежом Ту-134 встречаются в Сирии и Северной Корее: до закрытия границ два борта Syrian Arab Airlines летали во Внуково, а лайнер Air Koryo выполнял рейсы во Владивосток. Один самолёт зарегистрирован в Судане — он принадлежит местной чартерной компании Dove Air Services и редко отрывается от земли.

Як-40, Як-42

«Яки» до сих пор выполняют регулярные рейсы по России и странам СНГ. Три Як-40 1976 года выпуска принадлежат Вологодскому авиапредприятию, и дважды в неделю летают во Внуково и Пулково. Билеты на раритетный борт можно купить с помощью Aviasales.

На Камчатке Як-40 пользуются популярностью: каждую среду лайнеры курсируют из Петропавловска-Камчатского в Магадан. Билеты стоят почти 9 тысяч рублей, и они, разумеется, есть на Aviasales. Если хочется забраться в местечко подальше, добро пожаловать в село Тигиль — правда, перелёт обойдётся в три раза дороже.

А вот Як-40 авиакомпании «Мотор Сич» сорока пяти лет от роду выполняет даже международные рейсы: в октябре он летал из Запорожья в Минск и Стамбул. Но в свободной продаже билетов не найти — самолёт сдавали в аренду VIP-клиентам.

Одноклассник Ту-134, Як-42, всё ещё летает в Москву и Петербург из Ижевска. Обратно тоже, конечно. В декабре должны открыться рейсы в Минеральные воды и Сочи, но билеты пока не появились. Зато есть чартеры от авиакомпании «Красавиа» — например, из Уфы в Нижневартовск. Найти в продаже сложно, но в расписании перелёты имеются.  

Семейство Антоновых  

Среди раритетов в России больше всего самолётов АН. В основном они принадлежат армии, но и в гражданской авиации встречаются. Если вы покупаете билет небольшой региональной компании — будьте уверены, будет либо АН, либо чешский L-410. 

АН-2 летает из архангельского аэропорта Васьково в отдалённые сёла. К сожалению, до Соловков он не добирается, а билеты можно купить разве что в авиакассах. Зато «Оренбуржье» почти каждый день совершает рейс на АН-2 из Оренбурга в Орск. 900 рублей за час полёта — как тебе такое, «Победа»?    

АН-24 есть у десятка авиакомпаний. Например, у «Красавиа», «Алросы» и «Якутии». Из Красноярска на нём можно отправиться в Туру — всего три часа в небе и 12 тысяч рублей.    

АН-26 летает из Пулково в Кострому — спасибо «Костромскому авиапредприятию». Билеты стоят от 3500 рублей, рейс выполняется три раза в неделю.

Наконец АН-28 — основной самолёт авиакомпании СиЛА, всего у компании их пять. Лайнеры обслуживают 26 направлений в Сибири и на Дальнем Востоке, билеты стоят от 1500 рублей — но на Aviasales их не найти. Забронировать рейс можно по телефону, через WhatsApp и Viber. Может, оно и к лучшему — зайдите на сайт компании. Разве не красота?

Хочу полетать на старом «аэробусе»! 

Нет проблем — вам в Иран. Когда откроют границы, само собой. Из-за санкций иранцы не могут обновить авиапарк — приходится пользоваться тридцатилетними Airbus A340 на дальних расстояниях, а Airbus A310 на рейсах покороче — например, из Тегерана в Исфахан. Тем не менее, летать на самолётах в Иране приятно и безопасно — проверено Aviasales.

В России раритетные зарубежные самолёты тоже есть, но они принадлежат чартерным авиакомпаниям. Azur Air, например, использует Boeing-757, которые не производятся с 2004 года — борты регулярно вылетают из Внуково, Самары и Красноярска в Анталью. Билеты стоят от 10 тысяч рублей.

Комментарии
Скрыть комментарии