18 апреля 2018

Дорога — мой дом: все, что нужно знать про автостоп

aviasales
aviasales
Поделиться
Поделиться
Запинить

На самом деле

Автостоп (в привычном нам понимании) появился одновременно с первыми машинами, то есть больше ста лет назад. А если что-то может быть популярно так долго, значит, в этом наверняка есть смысл.

Расцвет автостопа пришёлся на середину прошлого века, причём распространена эта культура была не только в Америке и Европе, как думают многие. Например, в СССР водителям, подвёзшим наибольшее число путешественников, полагались всяческие бонусы и похвалы, да и самих автостопщиков в стране любили и уважали. А что сейчас?

В наши дни

Забавно, но страна, в которой автостоп обрёл свою популярность, сейчас абсолютно для него не приспособлена. Современное поколение не очень-то любит вылезать из зоны комфорта. Платные дороги и скоростные хайвеи усложняют свободное передвижение, а высокие штрафы и вовсе отбивают желание следовать по стопам Керуака*. Да, это о США.

В Европе всё куда лучше. Там тоже много запретов и нюансов, но культура автостопа всё ещё жива, как и путешествующее поколение. Европейская молодежь легка на подъём, и в целом автостопщик в Европе — явление привычное. Единственное, что сильно испортило картину в последнее время, это беженцы и теракты, которых европейцы очень боятся, а потому ко всем незнакомым людям относятся с настороженностью.

В России с автостопом хорошо было всегда, кроме, разве что, опасных девяностых. Более того, если в США автостопу дорожка заказана, то в нашей стране он только набирает обороты. Хотя бы потому что никуда не денутся добродушные дальнобойщики, скучающие в своих бесконечно долгих рейсах и подбирающие стопщиков, чтобы развлечься за разговором.

И в чём смысл?

Обыватель наверняка скажет, что в экономии, но это не совсем так. Иногда добраться до места общественным транспортом получается намного дешевле, чем ехать попутками. Соль автостопа, скорее, в возможностях, которые может дать только искреннее общение с водителем, подкреплённое его интересом к твоей персоне.

Главные принципы автостопа — добровольность и взаимовыгода. Первое означает, что если водитель остановился, чтобы помочь, значит, это нужно ЕМУ. Неважно, из каких побуждений — очистить карму, от скуки или по доброте душевной — но делает он это добровольно (надеемся). Второе вытекает из первого. Тебе нужно куда-то доехать, водителю отвлечься от монотонной трассы, а вам обоим есть чем поделиться.

Выходит, смысл автостопа весьма прозаичен: пообщаться с незнакомцем и получить удовольствие от рандомного акта доброты, при этом ещё и двигаясь в нужном направлении. Причём заметь, всё это касается обоих участников процесса.

Кому подойдёт?

Как ты уже понял, автостоп — дело тонкое и точно не для всех. Не стоит обольщаться: если ты глубокий интроверт, преследуемый паническими атаками, то автостоп вряд ли поможет тебе решить свои проблемы. Если ты думаешь, что в первой же машине окажется маньяк-насильник-наркоман, то с такими мыслями лучше вообще не выходить из дома. И если ты Шелдон Купер, привыкший расписывать каждую минуту жизни, не оставляя места случаю, то поисковик Aviasales — для тебя, а вот автостоп — точно нет.

В остальных случаях автостопотерапия может даже пойти на пользу. Лучше всего она помогает тем, кто забыл (или никогда не знал) о целебной силе разговора с незнакомцем и том, что в этом мире есть ещё место для бескорыстной, ни к чему не обязывающей помощи.

На практике

Несмотря на всё, что мы написали выше, прежде всего, автостоп — это просто ещё один способ перемещения. Даже если ты не относишь себя к заядлым любителям приключений, а просто хочешь попробовать что-то новое, то вовсе не обязательно брать бессрочный отпуск и мчаться покорять Африку на попутках.

Начать можно с самого простого. Например, добраться из аэропорта в город не на такси или автобусе, а автостопом. Проехать несколько километров до соседнего города, если ты в Европе. Навестить любимую бабушку в области. В конце концов, доехать из Питера в Москву не Сапсаном, а на машинах, попутно выслушивая байки дальнобойщика Лёхи и обогащая свой словарный запас очень полезным дорожным сленгом.

Часто бывает так, что недорогой билет на самолёт нашёлся из другого города, а проезд до него выйдет чуть ли не дороже, чем сам перелёт. Это ещё один повод попробовать автостоп — конкретно в этом случае в качестве бюджетного способа перемещения.

Если страшно начинать, подумай о том, что до тебя автостопом ездил далеко не один человек. Даже Михаил Ломоносов пересёк полстраны с рыбным караваном — и это в 18 веке, и не на комфортабельном транспорте с кондиционером и подушками безопасности. Возьми с собой друга, powerbank и просто начни. Как известно, это и есть самое сложное.

Стоит знать

Как и в любом искусстве, у автостопа есть множество негласных правил. Соблюдать их или нет — дело твоё, но вряд ли в этом деле ты сможешь стать новатором, так что советуем прислушаться.

  1. Думай, как водитель. Это касается и твоего внешнего вида, и местоположения, с которого ты ловишь машину. Стал бы ты пускать в своё личное пространство неопрятного, дурнопахнущего или (чем чёрт не шутит) пьяного пассажира? Смог бы ты остановиться на крутом спуске или скоростной трассе? Успел бы затормозить сразу после поворота? Задавай себе эти вопросы, прежде чем выйти на трассу, чтобы не только уехать, но и не доставлять проблем ни себе, ни водителю.
  2. Будь чутким. Не нужно без умолку болтать, если видишь, что водителю это не нужно. Не все забирают автостопщиков ради разговора, кто-то делает это просто так, без какой-либо цели.
  3. Доверяй, но проверяй. Прежде чем сесть в машину, у тебя в запасе есть, как минимум, полминуты, чтобы узнать, одинаковы ли ваши с водителем цели и пункт назначения. Если по какой-то причине человек тебе не нравится, просто скажи, что едешь в другое место. Не забывай, что в автостопе, как и в любом самостоятельном путешествии, ты полагаешься только на себя и свои ощущения. Прислушивайся к ним.

А это безопасно?

Нет. Безопаснее всего сидеть дома и летать на самолёте, а все остальные виды передвижения рискованны сами по себе. Тем не менее, стоит лишь быть внимательным и доверять интуиции, чтобы обезопасить себя от собственной глупости, а всё остальное — человеческий фактор. Вот несколько очевидных пунктов, которые помогут свести риски к минимуму:

  1. На трассе и в машине ты должен быть трезв. Всегда.
  2. Не стоит рьяно спорить с водителем, даже если он совершенно необоснованно болеет за Спартак, а нужно за Зенит. Надеемся, ты понимаешь, что это касается не только футбола.
  3. Стопить нужно на максимально возможной удаленности от дороги. Хорошо, если в этом месте будет широкая обочина, где хватит места тебе, твоему рюкзаку и останавливающейся машине.
  4. Если ты девушка, то для автостопа лучше одеться, как твой старший брат, и, желательно, не садиться на переднее сидение.
  5. Пристегивайся. Всегда и везде.
  6. Все равно переживаешь? Запомни номер машины и при первой же возможности отправь его друзьям/родственникам. А вот брать с собой перцовый баллончик и другие средства самозащиты лучше не стоит — тогда и пользоваться ими не придётся.

Обратный билет

Поделиться
Поделиться
Запинить
Скачай мобильное приложение Aviasales.ru
Более 103 000 оценок